Почему известный центр бронирования прекратил работу?
Основатель группы компаний, известной на туристическом рынке как центр бронирования «Клео Тур» и система поиска туров «Тур-бокс», Максим Пузанков рассказал HotLine.travel свою версию причин остановки работы одного из юрлиц, ООО «Санвэй». Он считает, что помочь выполнить обязательства перед турагентствами и туристами должны туроператоры, которым, по его мнению, выгодно вернуть 200 млн рублей за предоплаченные туры, не дожидаясь 2021 года.
Максим, что случилось с вашим центром бронирования? И что происходит с другими проектами?
Важно понимать, что прекратил работу только центр бронирования ООО «Санвэй», юридически я не имею к нему отношения, но курирую его как идеолог. С другими проектами ничего не происходит, они функционируют как отдельные юрлица. «Тур-бокс», где я являюсь совладельцем, – это информационно-поисковая система, оператор баз данных, которыми пользуются несколько центров бронирования, все они продолжают деятельность, кроме ООО «Санвэй». Его «Тур-бокс» отключил за неоплату, так как деньги за обслуживание не поступали на протяжении пяти месяцев. Это разные карманы, разные люди. В «Тур-боксе» сидят программисты, которые не могут работать бесплатно, и они вынуждены оптимизировать этот процесс, предупредив несколько дней назад об отключении. Технически жизнь компании ООО «Санвэй» на этом закончилась, финансово – нет. Что касается «Тур-бокса», то как информационная система он продолжает работу, сайт ожидает перезапуск, скорее всего, это будет площадка для продажи услуг прямым клиентам.
Получается, что одна из ваших компаний прекратила техподдержку проекта, идеологом которого являетесь также вы?
Так бывает. Проект этот начал генерировать большие убытки и через полгода представлял бы еще большую опасность для рынка, чем сейчас. Цель предпринимательской деятельности – извлечение прибыли. Когда есть убыток, то его надо финансировать, но средств сейчас нет. Никакой помощи от государства мы не получили, ни субсидий, ни кредитов. На что жить-то компании? Когда нет дохода, начинают формироваться долги, в том числе перед «Тур-боксом», перед другими компаниями и туристами. Они нарастают как снежный ком, это нужно прекращать. Соответственно, руководством «Санвэя» принято решение о том, чтобы приостановить операционную деятельность с 28 августа и начать процедуру возврата средств.
Объем неисполненных обязательств оценивается в 200 млн рублей. Вы согласны с такой оценкой?
Нет, это не правда. Дебиторка компании около 200 млн и кредиторская задолженность немногим более 200. Сейчас проводится сверка.
Как и когда компания планирует рассчитаться с агентствами?
Сейчас будет формироваться реестр возвратов турагентам, затем – такой же реестр по дебиторке с туроператорами. «Санвэй» попытается получить тот объем предоплат, который заморожен у туроператоров начиная с марта, там порядка 200 млн рублей. Естественно, что они вряд ли захотят расстаться с деньгами раньше 31 декабря 2021 года. Но тем не менее «Санвэй» должен сделать всё юридически корректно – истребовать эти средства с туроператоров. У компании есть еще определенный имущественный комплекс, который будет реализован. Далее по мере поступления денег планируем распределять их между кредиторами, т. е. выплачивать турагентствам.
Это будет длительный процесс, но если он пройдет корректно, то вероятность того, что все всё получат, составляет 99%.
Если начнутся некорректные движения от туроператоров в виде отказов делать возвраты, проводить перезачеты денег на других туристов, то вся ситуация перепутается, встанет с ног на голову и разобраться в ней будет сложно. Подозреваю, что туроператоры могут воспользоваться этим шансом, чтобы часть денег не возвращать. Однако хотел бы отметить, что им выгоднее вернуть, так как оплата проводилась по курсу 70 рублей за евро. Если они захотят оказать услуги туристам, то сейчас это придется делать уже по курсу 89 рублей за евро. А что будет в 2021 году, я даже затрудняюсь предположить. Именно поэтому мы приняли решение делать возвраты.
...Если говорить о причинах, то сыграл роль тот факт, что компания находится на Урале и в Сибири, где нет прямых вылетов за рубеж. Если в Москве и Санкт-Петербурге турагенты еще имеют возможность как-то продавать туры в Турцию, то в Екатеринбурге получаются просто крохи. В лучшем случае, это 5% от прошлогоднего объема, а расходы никуда не делись.
В такой ситуации рынок находится уже пять месяцев. Что стало последней каплей для вас?
Отсутствие перспектив на зиму. Есть четкое понимание того, что продажи Турции через один-два месяца сойдут на нет. Юг России – уже к середине сентября. А дальше что? Ничего. До конца сентября вряд ли появятся рейсы из Екатеринбурга в Турцию, по Таиланду, Вьетнаму, Китаю перспектив тоже нет. По Эмиратам всё очень туманно. Весь туррынок через месяц погрузится примерно в такую же ситуацию, как сейчас на Урале. Мы решили не обманывать себя. Я понимаю, что туроператорам правительство, наверное, помогло, выпустив постановление и разрешив отложить возврат до 31 декабря 2021 года. Наверное, были какие-то субсидии, возможно, есть возможность продержаться. Однако работать с нулем доходов и нести расходы нельзя. В такой ситуации любой бизнес прекращается. В Америке, если месяц нет дохода, то компания закрывается. У нас тянется всё долго, что приводит к накоплению убытков. Ну хорошо, если не сейчас, то через год туроператорам придется предоставить услуги тем людям, от которых они получили предоплату по курсу 70 рублей за евро. Они эти деньги проедят за год, а дальше что? Евро может стоить 150 рублей! Нужно этот пузырь резать, обнуляться как-то, решить вопрос цивилизованно с туристами и возвраты должны идти равномерно. По возможности все должны получить 100%. Но не так, чтобы Иванову вернули, а Петрову – нет. Мы будем делать возвраты пропорционально по мере поступления средств.
Что делать турагентствам, чьи клиенты должны вылетать в ближайшие дни, а туроператоры говорят, что ваш центр бронирования не оплатил заявки?
Прежде всего, очень многое оплачено. Каждому турагентству нужно дождаться реестра заявок, в котором будет указано, кто вылетает, а кто нет. Огромное количество туристов вылетает! Сумма полностью оплаченных туров на сентябрь составляет 20 млн рублей – это те клиенты, по которым туроператоры должны выгрузить документы.
Если заявки не оплачены, то они подлежат аннуляции с возвратом средств. Те турагентства, которые пытаются сейчас что-то повторно оплатить или доплатить, поступают не совсем правильно. Понятно, что они хотят угодить клиентам, понятно, что речь идет об отдыхе. Но если абстрагироваться от эмоций, то мы имеем неоплаченную услугу, по которой нужно запросить возврат средств. Представьте, что вы оплатили телевизор в интернет-магазине, а в день доставки вам пишут, то товар не поступил. Вы же не побежите к производителю и не потребуете отгрузить вам товар. Вы бы написали заявление на возврат. Этим и нужно заниматься.
Те, кто поступает иначе, совершают ошибку. Спасибо никто не скажет. Вины агентства в случившемся нет. На сайте «Санвэя» есть инструкция, как надо поступить, но я вижу, что сейчас появилось большое количество недобросовестных юристов, которые пытаются нажиться на проблемах агентств и подставить туроператоров. Они говорят: кидайте 50 рублей на любую заявку и потом будете требовать с них выполнить обязательства по туру. Это просто подстрекательство, незаконно, непорядочно и неверно. Наше предложение разумно с юридической точки зрения.
А вы на эту тему с туроператорами общались или поставили их перед фактом?
Если бы мы начали за несколько дней совещаться на эту тему, то информация бы уже просочилась и всё закончилось бы раньше на одну неделю. Мы консультировались не с туроператорами, а с юристами, это более верно.
Вы можете назвать дату, к которой планируете расплатиться с агентствами?
Согласно постановлению это 31 декабря 2021 года. Мы готовы ждать, но если мы не увидим денег от туроператоров, то будем взыскивать через суд. Но надо иметь в виду, что у нас 32 туроператора в списке дебиторов. Неизвестно, доживут ли все до этого срока. Это уравнение с множеством неизвестных, тем не менее у нас есть план.
Вы сказали, что, кроме 200 млн рублей, которые перечислены туроператорам, еще есть «имущественный комплекс». Его компания хочет продать, чтобы пустить на выплаты турагентствам и туристам. Какую сумму рассчитываете выручить?
Это приличная сумма, порядка 150 млн рублей.
Недвижимость?
Да!
Почему нельзя было использовать этот ресурс, получить под залог сумму, чтобы выполнить обязательства по оплате заявок?
Нам 23 банка отказали! Они просто не кредитуют туристическую отрасль. Вы поймите, они оценивают кредитоспособность бизнеса. И мы тоже оцениваем. Зачем на себя навешивать проценты и загонять бизнес в еще более сложную ситуацию? Если взять кредит на 100 млн и погасить текущие обязательства, то через год надо отдать 120 млн. Откуда они возьмутся?
Но тем не менее вы пытались...
Да, в период пандемии мы пытались из гуманных соображений спасти бизнес. Но в последнее время пришло четкое понимание, что загонять его в еще большие долги неправильно. Банк придет через год и попросит вернуть деньги, но их нет. Впереди зима, которая повлечет за собой еще большие потери. Дохода не будет, все получат убытки. Какой смысл покрывать сегодняшние убытки ради будущих? Нет логики в этом. Предприниматель вправе снять с себя эти риски. Особенно в таком бизнесе, как центр бронирования, где убытки могут накапливаться за несколько дней просто из-за того, что произошел скачок курса валют. И тогда ты становишься заложником – нельзя не принимать заявок, нельзя прекратить оплачивать туры по невыгодному курсу. Ты просто сидишь и наблюдаешь, как у тебя тают деньги. Мы этим и занимались пару лет. Смотрели, как из прибыльного бизнеса он превращается в убыточный. Я считаю, что любые попытки спасти бизнес имеют импульсивный и эмоциональный характер. Это неправильно. Бизнес, который приносит убыток, должен быть ликвидирован.
Почему другие центры бронирования, которые пользуются «Тур-боксом», работают, а ваш собственный – нет?
В тех юрлицах свои внутренние взаимоотношения, насколько я знаю, там была оказана крупная финансовая помощь. Собственники изыскали средства, чтобы профинансировать бизнес. Но это их дело, я не являюсь там бенефициаром. Кроме того, роль сыграло то, что они находятся на других территориях – в Москве и Санкт-Петербурге, где рынок работает.