Федеральное агентство воздушного транспорта потребует от перевозчиков ежемесячной отчетности о средней стоимости авиабилетов, проданных на рейсы по России. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на имеющееся в их распоряжении письмо замглавы Росавиации Георгия Бахарева.
Контролироваться будут тарифы экономкласса по маршрутам в/из 14 городов – Симферополя, Сочи, Анапы, Калининграда, Улан-Удэ, Читы, Магадана, Якутска, Анадыря, Хабаровска, Благовещенска, Хабаровска, Владивостока и Петропавловска-Камчатского. Сведения должны отправляться до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Цель мониторинга – недопущение необоснованного роста цен.
Контроль стоимости авиабилетов – функция Федеральной антимонопольной службы (ФАС). По данным этого ведомства, средняя цена авиаперелетов по России на маршрутах до 1000 км в 2021 году составила 5570 руб. (в 2019-м – 5520 руб., в 2020-м – 4900 руб.), на линиях протяженностью более 3000 км – 9980 руб. (в 2019-м – 10 050 руб., в 2020-м – 9500 руб.). По сравнению с 2020 годом рост составил от 5 до 13,5 %. Как полагают эксперты в области авиации, тенденция удорожания авиаперевозки по России в этом году продолжится. Причин несколько. Авиакомпаниям приходится больше платить за топливо, а из-за падения курса рубля – за лизинг самолетов. Кроме того, пандемийные ограничения постепенно отменяются по всему миру, перевозчики активнее нацеливаются на более выгодные для них международные маршруты. Соответственно, предложение на внутренних линиях может сократиться, а тарифы – пойти вверх.
При этом специалисты отмечают, у авиакомпаний динамическое ценообразование, стоимость авиабилетов (за исключением субсидируемых маршрутов) определяется рынком – соотношением спроса и предложения. Искусственный рост возможен только как результат ценовых сговоров, которые маловероятны в условиях жесткой конкуренции на авиарынке, выявлять их – задача ФАС. Что же касается Росавиации, то у нее нет полномочий наказывать перевозчиков за «слишком дорогие» авиабилеты. По мнению экспертов, вряд ли Федеральное агентство сможет использовать и неформальный инструмент – выдавать допуски на международные маршруты с учетом ценовой политики на внутренних авиалиниях. В числе критериев оформления разрешений есть такие, как наличие у авиакомпании отечественной авиатехники и активность полетов по России, однако тарифы в расчет не берутся.