В четверг, 13 октября, министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов предложил ввести курортный сбор на пять лет в пяти регионах России. В их числе: Ставропольский край, Крым, Севастополь, Алтай, Кубань. По мнению чиновника, налог должен составлять от 50 до 100 рублей с человека в сутки, однако ставку предлагается оставить на усмотрение субъекта РФ. Соответствующий законопроект должен быть внесён в Думу к 15 ноября.
Предполагается, что собранные средства пойдут на развитие инфраструктуры туризма и санаторно-курортного отдыха. Однако эксперты выражают сомнение в эффективности предлагаемой меры. Прежде всего, неясен механизм взимания курортного налога. Если брать его в отелях, то в более выгодном положении оказываются туристы, приезжающие на отдых «дикарём» и останавливающиеся в частном секторе. В то время как гостиницы и санатории будут вынуждены фактически поднять стоимость своих услуг. Все это снизит привлекательность организованного туризма и в конечном счёте негативно отразится на популярности курортов России.
«Предположим, стоимость одного дня отдыха составляет 2 000 руб., к этому придётся добавить курортный налог в 5 %, результат – отток отдыхающих на те же 5 %», – размышляет Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин». Региональный бюджет тоже, скорее, останется в минусе, так как данный налоговый проект должен содержаться за счёт определённых средств, расход которых может превысить доходы от самого туризма.
Кроме того, существует психологическая проблема: как понять, на какие цели идут собранные деньги? Увеличение налоговой нагрузки пришлось «не ко времени», считают представители туркомпаний. «В стране кризисная ситуация, доходы населения падают, всё дорожает, и ко всему прочему государство ещё вводит отягощающий курортный налог. По результатам ВЦИОМа, в этом году траты на отдых снизились на 7 % по сравнению с прошлым годом, люди экономят», – подытожил Сергей Ромашкин.
По его мнению, в сложившейся ситуации остаётся только «смягчить» последствия от курортного сбора и не раздражать туристов. Для этого, по словам Ромашкина, нужно: минимизировать размер налогового сбора, создать удобную и простую систему сбора денег, проводить PR кампании, «чтобы люди понимали, куда и на что идут их деньги».