21 апреля Верховный суд опубликовал ответы на вопросы по поводу применения законодательства в условиях борьбы с распространением коронавируса. Внимание юристов привлек абзац на странице 11.
«Следует иметь в виду, что отсутствие у должника необходимых денежных средств по общему правилу не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Однако если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т. п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 ГК РФ», – сообщается на сайте Верховного суда.
Документ вызвал неоднозначные комментарии экспертов.
«Верховный суд фактически подкорректировал закон, истолковав его статью в выгодном для турбизнеса свете», – говорит юрист Александр Байбородин. В ГК есть однозначное утверждение, что отсутствие денег – не форс-мажор, но теперь, опираясь на разъяснения, турфирмы получат дополнительный рычаг в спорах, связанных с изменением или расторжением договоров с контрагентами. Например, это коснется договоров аренды – разъяснения можно применять как аргумент в дополнение к принятым ранее нормативным актам об отсрочке и снижении аренды. Кроме того, разъяснение может помочь в предстоящих «баталиях» с туристами. «Распространение вируса признано обстоятельством непреодолимой силы на самом верхнем судебном уровне. В связи с этим турфирмам будет легче как отвечать на вопрос "а почему, собственно, договор не был исполнен?", так и обосновывать требования о переносе сроков совершения поездки или невозможность возврата денежных средств "здесь и сейчас"», – считает эксперт.
Чтобы получить еще один взгляд юриста на опубликованный документ, корреспондент TourDom.ru запросил комментарий у Елены Бариновой. Она обратила внимание на обтекаемые формулировки: «допустимо» и «может быть признано». «Таким образом, расценивать это как неукоснительное правило, которым будут руководствоваться суды, я бы не стала. В каждом конкретном случае вопрос будет рассматриваться индивидуально. Моя 10-летняя работа судьей формирует особый взгляд на эти вещи», – отметила Елена Баринова.