Большинство зарубежных авиаперевозчиков прекратило возврат средств за авиабилеты на рейсы, которые не состоятся по причине ограничений на полеты, вводимых разными странами из-за коронавируса. Соответствующие сообщения массово поступают билетным агентам.
На сайтах авиакомпаний, сейчас, как правило, предлагается лишь два варианта – либо перебронирование на другие направления, что фактически нереально ввиду закрытия границ многих государств, либо ваучер на перевозку после того, как ситуация нормализуется. Период, в который можно будет совершить перелет в счет ранее оплаченной суммы, разный – у Emirates, например, – 12 месяцев с даты покупки сгоревшего билета, у Singapore Airlines – до 31 марта 2021 года, и т. д.
Как поясняет основатель ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов, шансы добиться возврата денег через суд у пассажиров невелики. Очевидно, авиакомпании будут ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы, которыми для них может быть признано вводимое государствами ограничение на полеты. Ведь в этих случаях исполнение обязательств переносится на период после завершения форс-мажора. Поэтому отсрочку авиаперелета признают оправданной. Несколько проще претендовать на денежную компенсацию тем, кто докажет, что необходимость в авиарейсе уже отпала, – например, целью пассажира было посещение событийного мероприятия за рубежом, которое, естественно, прошло. Тогда можно требовать расторжения договора перевозки, а это основание получить назад оплаченную сумму.
Отметим, в отличие от иностранных конкурентов «Аэрофлот» занял более дружественную по отношению к клиентам позицию – российский нацперевозчик возвращает деньги за несостоявшиеся перелеты. Во всяком случае пока. Правда, в адрес компании есть нарекания по работе контактного центра, он перегружен, поэтому пассажирам отменённых рейсов трудно дозвониться.