Руководители двух крупнейших европейских бюджетных авиакомпаний – Ryanair и Wizz Air – заявили, что благодаря кризису для них открываются новые возможности по увеличению доли рынка. Лоукостеры и раньше использовали любой повод, чтобы напомнить: они более устойчивы к «внешним шокам», чем классические перевозчики.
Неудивительно, что в текущей ситуации руководители компаний чувствуют себя уверенно. Глава Wizz Air Йожеф Варади в интервью новостному порталу Index.hu сообщил: «В кризисный период всегда происходит массовый отток туристов от традиционных авиакомпаний к дискаунтерам. Так будет и в этот раз».
Глава Ryanair Майкл О'Лири 17 апреля сделал прогноз: внутриевропейские рейсы возобновятся в ограниченном режиме уже в июне. Авиакомпании будут восстанавливать трафик с помощью скидок. «Бюджетная модель позволит нам лучше подготовиться к сокращению тарифов».
«Лоукостеры расходуют на перевозку одного пассажира меньше денег, чем так называемые традиционные компании, – соглашается исполнительный директор агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев. – Поэтому, при прочих равных, когда покупательная способность снижается, классические перевозчики несут убытки, а бюджетные работают хотя бы в ноль».
Эксперты рассказали TourDom.ru, что у российского лоукостера – «Победа» самые низкие расходы на одного пассажира. Кроме того, перевозчик известен своим «жестким» подходом, «он особо не церемонится как к собственными клиентами, так и с контрагентами». Сейчас стало невыгодно летать – «Победа» встала на паузу. Сила влияния позволила компании оперативно освободиться от лишних расходов: «Если небольшой перевозчик попробует не платить лизинговой компании, ему предложат вернуть самолеты. Но “Победа” – дочка “Аэрофлота”, поэтому она может разговаривать с поставщиками с позиции крупного игрока».
С преимуществом бюджетных авиакомпаний в период кризиса категорически не согласен главный редактор avia.ru Роман Гусаров: «Модель low-cost очень уязвима. Ее можно применять только при стабильном высоком спросе на конкретном направлении, там где самолеты заполнены на 100%. В то же время рейсы классической авиакомпании окупятся даже при 60–70% загрузке борта, благодаря более высокой стоимости билетов». После выхода из кризиса платежеспособность людей снизится, а значит, направлений, где можно летать с высокой загрузкой, будет немного. Кризис сильно подорвет позицию дискаунтеров, считает эксперт.
Специалисты сходятся во мнении: все авиакомпании, не только бюджетные, чтобы стимулировать спрос после того, как будут сняты ограничения, окажутся вынуждены активно применять дисконтирование. Уже сейчас ряд российских перевозчиков значительно снизили цены по внутренним направлениям на летние месяцы. В то же время многие авиакомпании, предлагая безбагажные и невозвратные тарифы, по существу уже давно используют элементы модели low-cost. И, очевидно, эта практика будет еще больше применяться.