«Мы надеемся возобновить работу и остаться на рынке», – сообщили корреспонденту «БАНКО» 2 июля в офисе туроператора «Синяя птица», неожиданно объявившего о приостановке деятельности. На момент разговора гендиректора компании Сергея Витославского в офисе не было, но удалось узнать о его намерении уже в этот день осуществить возврат средств тем, кто забронировал туры в Белоруссию на период до 9 июля. Суммы за поездки в последующие даты будут возвращаться по мере их приближения. «Сергей Витальевич по-прежнему не хочет привлекать к процессу страховую компанию», – добавила собеседница. Действительно, в СК «Мастер Гарант», с которой у «Синей птицы» заключен договор гражданской ответственности в размере 30 млн рублей, подтвердили, что пока ни одного заявления от туристов к ним не поступало.
Между тем многие агентства по просьбе туристов перебронируют туры у других операторов. В частности, факт таких обращений подтвердили в «Алеане», в «Солвекс-Трэвэл»… Причем участники рынка обращают внимание, с каким пониманием в белорусских объектах размещения относятся к проблемам российских туристов, стараясь изыскать возможность размещения оформляющих тур повторно. Более того, по сведениям заместителя гендиректора «Солвекс-Трэвэл» Людмилы Сысойкиной, в настоящее время в санаториях Белоруссии отдыхают туристы по линии «Синей птицы», деньги за которых от туроператора так и не поступили. «Белорусы традиционно демонстрируют гостеприимство. Причем не только в сложившейся ситуации, но, например, летом 2010-го, когда во время подмосковных пожаров некоторые наши соседи резко взвинтили цены, а белорусы не подняли их ни на копейку. Но, боюсь, гостеприимства и добросердечности белорусского народа недостаточно, чтобы разместить в высокий сезон бесплатно всех 650 пострадавших от «Синей птицы», – заметила Людмила Сысойкина.
И все же, что произошло с некогда благополучным туроператором, который одно время был чуть ли не монополистом на белорусском направлении и имел очень тесные отношения с лучшими тамошними объектами? Потом, правда, многие из них охладели к партнеру, и ему приходилось бронировать размещение через других игроков рынка. А если вспомнить недавний крах «Раены», вообще встает вопрос об уязвимости внутреннего туризма как целого сегмента туррынка. Гендиректор «Алеана» Илья Уманский настаивает, что этот участок продолжает оставаться наиболее безопасным и экономически стабильным. «Здесь нет рисков, связанных с чартерами, коммитментами. Любая сделка заведомо прибыльна. Упоминание «Раены», мне думается, неуместно. Там трагическая история. Не знаю, что произошло с «Синей птицей», но предполагаю, что здесь не обошлось без человеческого фактора», – пояснил г-н Уманский. Что может скрываться под «человеческим фактором»? По сведениям еще одного собеседника корреспондента «БАНКО», бизнес подорвала одна сделка, связанная с инвестициями в некий посторонний проект, профинансированный из средств, получаемых от турдеятельности.