В онлайн-журнале HotLine.travel уже две недели не утихают споры, повод для которых дал новый конкурент для турагентств – портал Workle. Это онлайн-площадка, предоставляющая всем желающим возможность зарабатывать, подбирая для клиентов туры. Интерес подогревает тот факт, что этот проект является резидентом инновационного центра «Сколково» и уже привлек более 3,5 миллиона долларов инвестиций.
Статьи набрали уже более 200 комментариев, и их число продолжает расти. Обсуждение затрагивает самые разные темы: размер комиссии, уровень профессионализма «турагентов-надомников», правовой аспект и даже «моральную» сторону вопроса. Представители агентств недоумевают: почему консультанты Workle могут получать до 8% от стоимости тура, тогда как вознаграждение менеджеров в агентствах скромнее? Почему туроператоры готовы платить за простое привлечение клиентов не меньше, чем за работу агентства, которое по итогу отвечает перед туристом? Другой вопрос – соответствует ли схема Workle правовым нормам, с учетом того, что консультанты-частники не имеют договорных отношений с туристами? Ответы на первые два вопроса в ходе спора пока не прозвучали, что касается юридических тонкостей, то организаторы уверяют: все законно. И при этом ссылаются на заключение юридического агентства «Персона Грата», согласно которому Workle работает в соответствии с законодательством РФ, которое не предусматривает обязательного заключения договора на бумажном носителе. Цитируем: «закон приравнивает совершение заказчиком туристского продукта действий по выполнению условий оферты (в том числе уплаты соответствующей суммы) к акцепту предложенных условий, при этом письменная форма договора считается соблюденной». А вознаграждение от туроператоров, которое получает Workle и делит с консультантами, является платой за оказание услуг по привлечению клиентов.
И все же, судя по результатам опроса на HotLine.travel, большинство читателей пока не воспринимает «воркловских фрилансеров» как реальных конкурентов. Мол, надо еще поискать таких туристов, которые в здравом уме и ясной памяти вдруг захотят доверить организацию своего отдыха интернет-фрилансерам с непонятным опытом работы. «Турагент – это профессия, которой необходимо учиться, долго, дорого, на практике. Только тогда у вас будут знания, которыми вы можете помочь туристу», – подчеркивают участники дискуссии. Впрочем, пользователи проекта парируют: им не приходится особо искать клиентов – в этом помогает «сарафанное радио». Что касается опыта и знаний, то некоторые фрилансеры открыто заявляют, что уже давно работают в туризме и на сайт их привела возможность получить дополнительный заработок. То есть сравнительно «легально» левачить.
Тема Workle будет раскрываться и дальше, и в ближайшее время появится публикация с комментариями туроператоров об их взаимоотношениях с этим проектом, а также будет представлена и точка зрения его создателей. А пока приглашаем вас принять участие в дискуссии.