25 июня центральные средства массовой информации продолжали освещать последствия паводка в Сочи. Коротко: в Адлерском и Хостинском районах, сильнее всего пострадавших, введен режим чрезвычайной ситуации. Пресс-служба главы Краснодарского края сообщает о подтоплении более 560 домов и эвакуации около 280 человек из Адлера, Хосты и Лазаревского района. В МЧС РФ подтвердили гибель одного местного жителя.
Тем временем начиная с четверга туроператоры и турагенты получают массу телефонных звонков от туристов, которые собираются отправиться на отдых в Сочи. Некоторые, посмотрев репортажи, потребовали вернуть деньги за тур. «Вчера к нам поступило много звонков от туристов, вылет которых запланирован на 26–27 июня. Мы подтверждали возможность аннуляции туров без каких-либо штрафных санкций в те отели, которые расположены в районах чрезвычайной ситуации. В остальных случаях мы стараемся найти компромисс с клиентами», — рассказала коммерческий директор туроператора «Алеан» Оксана Булах. Она уточнила, что обратиться за полным возвратом средств можно только до того, как МЧС отменит режим чрезвычайной ситуации.
Глава «Мультитура» Алексей Высоканов заметил, что в его компании большого количества отказов от туров пока нет. В основном звонки поступали от тех туристов, которые уже отдыхают в Сочи и столкнулись с неудобствами из-за паводка.
«У нас есть опыт работы по аналогичной ситуации в Геленджике: мы возвращаем 100% за то время, в течение которого турист не смог воспользоваться оплаченными услугами», — говорит гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. Например, в ситуации, когда туристы хотят досрочно прервать свой отдых. «Если говорить о тех туристах, которые планировали поездку в Сочи, но теперь захотят отказаться от нее, мы будем предлагать им адекватную замену. При категорическом нежелании клиента, конечно, все полностью компенсируем», — продолжил эксперт. Правда, он подчеркнул, что это не касается тех отелей, которые никак не пострадали от чрезвычайной ситуации. В компании это проверяют, обзванивая гостиницы.
В «Библио Глобусе» предпочли воздержаться от комментариев. Однако в соцсетях сообщают, что туроператор осуществляет аннуляции, удерживая фактически понесенные расходы.
С правовой точки зрения эта позиция обоснованна. По словам руководителя юридического отдела компании «Персона Грата» Ольги Плещук, чрезвычайная ситуация, объявленная в двух районах Сочи, не является достаточным основанием для 100%-ного возврата средств. «Если бы в СМИ появилась рекомендация Ростуризма воздержаться от туристических поездок в Сочи или отдельные его районы, то все туристы, пожелавшие отказаться от предстоящих туров, могли бы рассчитывать на полное возмещение их стоимости», - отметила г-жа Плещук. Без такого документа отказ от оплаченного тура считается добровольным и туроператор вправе удержать свои фактические расходы.
Сейчас на сайте Ростуризма опубликована только рекомендация отслеживать ситуацию в городе и дана ссылка на ленту новостей МЧС.
Турагентствам, у которых туристы требуют 100%-ный возврат невзирая на все объяснения, юрист рекомендует поступать так. Прежде всего, клиент должен написать заявление на возврат. Этот документ турагент должен передать туроператору. И впоследствии, если дело дойдет до суда, эти документы помогут выстроить эффективную линию защиты: в частности, привлечь туроператора в качестве соответчика даже в ситуации, когда турист подал в суд именно на турагента.