В ходе онлайн-конференции участников профессионального сообщества Фейсбука «Трэвел Президиум», прошедшей 27 июля, основатель ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов разъяснил наиболее важные, по его мнению, положения постановления правительства № 1073, которое устанавливает условия переноса туров, реализованных туроператорами до 31 марта, и порядок возврата средств туристам.
Особое внимание юрист обращает на принципиальный момент: постановление принято во исполнение Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». То есть является подзаконным актом, что наделяет его большим юридическим весом. «Суды не смогут игнорировать положения этого документа, они будут обязаны их применять при рассмотрении споров туроператоров и турагентов с туристами. Причем даже по искам, поступившим до принятия постановления», – поясняет Георгий Мохов.
Следующий существенный момент – туроператорам нужно уложиться в сроки, отведенные им для отправки уведомления заказчикам туруслуг или своим розничным партнерам о готовности предоставить до 31 декабря 2021 года равнозначный турпродукт. Сделать это нужно в течение 60 календарных дней с даты вступления правительственного постановления в силу, т. е. с 24 июля. В противном случае туроператору придется до конца этого года вернуть туристу деньги плюс проценты по ставке рефинансирования, установленной Банком России. «Отправка уведомления – обязанность именно туроператора, турагент лишь передает его своему клиенту в течение одного рабочего дня после получения от туроператора», – уточняет юрист.
В принятом постановлении понятие равнозначного турпродукта отличается от того, что фигурировало в проекте документа, отмечает Георгий Мохов. Теперь это идентичный изначальному набор услуг, отличающийся только датой их предоставления. Поэтому, если туроператор намерен предложить туристу другое размещение, перелет, дополнительные сервисы и т. д., то помимо отправки уведомления необходимо заключить с клиентом еще и дополнительное соглашение к договору – об изменении потребительских свойств турпродукта. Турагент может это сделать за поставщика туруслуг лишь в случае получения от последнего соответствующих полномочий.
Позитивное для участников туррынка отличие финальной версии постановления от проекта – сокращение категорий заказчиков, которым полагается вернуть деньги за несостоявшиеся поездки в течение 90 дней с момента получения от них такого требования. К лицам, оказавшимся «в трудной жизненной ситуации», отнесены только люди с подтвержденной инвалидностью, временно нетрудоспособные более двух месяцев подряд, официально зарегистрированные безработные. Многодетные, а также те, у кого существенно сократились доходы, из списка исключены. Также в течение трех месяцев нужно вернуть средства гражданам старше 65 лет, если они того пожелают.