Каждое место в рейтинге предпочтений по Египту, можно сказать, покрыто слоем «золота и бриллиантов». Как утверждают наблюдатели, потери игроков на направлении колоссальны. Несмотря на то что Египет в прошедшем летнем сезоне не имел шансов восстановить потоки, туроператоры стояли тесно, держась за свои ранее приобретенные доли. И более того, присоединиться к участникам раздела этого уже изрядно зачерствевшего пирога решил еще один тур-оператор – «Библио Глобус». Его, а также Coral Travel по итогам сезона коллеги-конкуренты чаще всего называли главными демпинговщиками, недоумевая, во сколько же им обошелся египетский сезон. Впрочем, что греха таить, к распродажным акциям этой зимой прибегали все участники топ-листа. Не стал исключением даже «Интурист», который в середине февраля «проставился» ценой в $196 на тур в Хургаду.
Что касается распределения мест в рейтинге предпочтительных туроператоров, составленного, напомним, по отзывам специалистов московских турфирм, то оно оказалось вполне предсказуемым. В одной весовой категории три компании: Coral Travel, «Пегас Туристик», TEZ Tour. Причем лидер списка даже добавил себе 1,2% по сравнению с ситуацией годичной давности. TEZ остался при своих. А «Пегас» чуть отступил (–2,1). По отзывам экспертов, второй и третий номера рейтинга предпочтений сотрудничества вели себя довольно взвешенно. Обе компании несколько подсократили объемы. По собственным данным, TEZ на Египте ужался на 20–25%. Как высказался источник в компании, «мы посчитали и решили не жертвовать здоровьем предприятия». Кстати, данная позиция находит отклик у агентов, которым теперь действительно ценнее здоровье туроператора, нежели его амбиции.
Судя по голосованию, желание поставщиков соответствовать текущей ситуации спроса не обрушивает интерес к ним со стороны розничных партнеров. Во всяком случае, на примере TEZ Tour мы видим: рейтинговые потери этого игрока в столице намного меньше, чем его намеренное сокращение оборотов. Стоит обратить внимание на положение компании TUI, которая, окончательно завершив сделку по приобретению ТТ-ВКО и Mostravel, теперь выступает под своим привычным европейским брендом. Несмотря на некоторый предсезонный скепсис со стороны наблюдателей, новой команде удалось не только удержать внимание агент-ского «электората», но и набрать дополнительные предпочтения, +2,3%, по сравнению с тем, что имел Mostravel. Отрыв TUI от ближайших конкурентов – существенный.
Три компании следующего эшелона рейтинга набрали по 3,4–3,6% голосов. У каждой из них этот результат может вызывать разные эмоции. Например, Sunmar лишилась почти половины голосов, набранных ею прошлой зимой. Тройка осталась на уровне 2010–2011 годов. А «Библио Глобус» пришел к указанным процентам с первого сезона. Интересно, что «при таком масштабе демпинга», который приписывают ему конкуренты, туроператор получил весьма скромное количество агентских предпочтений. Вполне возможно, что в кризисные периоды и в сезоны полной неопределенности розница выбирает тех поставщиков, которые считаются проверенными и стабильными на данном направлении. Это, вероятно, объясняет и то, что «Интурист», как стойкий оловянный солдатик, до сих пор присутствует в рейтинговой обойме по Египту. Уже упомянутый здесь случай допущенного им понижения тарифов, как считают конкуренты, настолько нетипичен, что его популярность на фоне всеобщих демпинговых инсинуаций ничем иным, кроме как консерватизмом розницы и ее желанием стабильности, не объяснить.
Рейтинг предпочтений сотрудничества
Итог сезона зима-2011/12
№ | Туроператор | Голоса, % | 2010/11 | +/- |
---|---|---|---|---|
1 | Coral Travel | 24,5 | 23,3 | 1,2 |
2 | Пегас Туристик | 22,9 | 25,0 | 2,1 |
3 | TEZ Tour | 19,5 | 19,7 | |
4 | TUI | 15,2 | 12,9** | 2,3 |
5 | Sunmar | 3,4 – 3,6 * | 6,0 | 2,6 |
Troyka | 3,3 | 0,3 | ||
Библио Глобус | - | |||
6 | НТК Интурист | 2,7 | 4,0 | 1,3 |
Рейтинг подготовлен на основании опроса специалистов 611 турфирм Москвы.
* См. методику (стр. 26).
** Котировка Mostravel.
Рейтинг по объемам сделок
Мнение Марии Овсянниковой («Натали Турс»)
1. Пегас Туристик
2. Coral Travel
3. TEZ Tour
4. НТК Интурист
5. Анэкс Тур
Мнение Александра Туголукова («Библио Глобус»)
1. Пегас Туристик
2. TEZ Tour
3. Coral Travel
4. Библио Глобус
5. ТUI