Ситуация на египетском направлении подтверждает гипотезу о том, что главной проблемой туристического рынка в целом являются амбиции самих игроков, а также их погоня за оборотными средствами. Никакие другие факторы не способны оказать столь разрушительного влияния на бизнес. Посмотрите: политическая ситуация в Египте остается напряженной, СМИ сгущают краски, в Интернете периодически мелькают сообщения о том, что близ пляжей Наама-Бэй видели очередную акулу. А туроператоры именно сейчас – зарабатывают. И средняя ценовая планка при этом выше дореволюционной. Потому раньше пакетные тарифы опускались за счет большого количества лишней перевозки, а теперь никто не гоняет в Хургаду и Шар-эль-Шейх полупустых самолетов, горящих билетов практически нет. Туроператоры поддерживают полетные планы ровно в тех объемах, какие они могут гарантированно реализовать.
Этот общий тренд оказывает влияние на расклад сил в прогнозном рейтинге предпочтений сотрудничества, составленном по итогам опроса московских туркомпаний. Три лидирующих туроператора стоят на верхушке топ-листа очень плотной группой, разница в котировках – меньше процента. Можно констатировать, что компании впервые разделили между собой наивысшую строчку в рейтинговой таблице, поскольку при сопоставимых объемах туроперейтинга ведут сдержанную маркетинговую политику.
Для «Пегас Туристик» эта сдержанность обернулась некоторым снижением индивидуальной котировки, в преддверии лета-2012 он набрал на 1,1% меньше голосов, чем в ходе аналогичного исследования за прошлый год. По мнению экспертов, все дело в том, что «Пегас Туристик» сейчас опровергает свою многолетнюю репутацию ценового агрессора. В самые сложные для египетского рынка времена он с особым упорством подхлестывал продажи на направлении и сейчас дистрибьюторы по инерции ждут от «Пегаса» радикально дешевого продукта. Кто-то, не дождавшись, отдает предпочтение другим производителям.
Рейтинговые показатели Coral Travel и TEZ Tour стабильны. При этом Coral, по мнению экспертов, по итогам сезона может показать рост котировки, потому что он играет на египетском рынке более динамично, нежели конкуренты. Когда видит рост потребительской активности, расширяет полетные программы, а в случае необходимости оперативно их сокращает. Именно этому поставщику турагентства направляют заявки на туры в Египет, когда у других ТО уже все распродано. «Воздушная гибкость» Coral может объясняться тем, что компания сравнительно недавно начала эксплуатировать свои самолеты (под флагом «Уральских а/л»). По мнению экспертов, такой стиль оперейтинга помогает наращивать оборотку, но ухудшает общую экономику бизнеса, поскольку себестоимость перевозки растет.
Особняком в рейтинге стоит TUI Russia&CIS – строго посередине, то есть на значительном расстоянии от первой тройки, но и с большим отрывом от группы компаний, замыкающих лидерский список. Индивидуальная котировка TUI на старте нового сезона практически не изменилась, хотя есть слабо выраженный тренд на повышение – плюс 0,7% к аналогичному показателю годичной давности. Справедливый аванс, комментируют наблюдатели. Концерн удачно реализовал в Египте преимущества поглощенного им Mostravel, дополнив их собственным ресурсом.
Компания Troyka улучшила свой прогнозный рейтинг по Египту на 1,1% голосов. По отзывам дистрибьюторов, она предлагает тот же продукт, что и TEZ, но всегда на несколько процентов дешевле, а сейчас это более чем актуально.
Существенное снижение котировки туроператора Sunmar (минус 3,6%) объясняют тем, что недавно оператор сократил агентское вознаграждение. В его случае эта мера была воспринята рынком более остро, чем у TEZ Tour, чей бренд и вес на рынке пока удерживают посредников от резких движений в сторону других поставщиков.
Рейтинги по объемам сделок
Мнение Анны Подгорной, «Пегас Туристик»
«Пегас Туристик»
Coral Travel
TEZ Tour
TUI
Рейтинг предпочтений сотрудничества
(прогноз на сезон лето-2012)
№ | Туроператор | Прогноз
на сезон лето-2012, % | Итог сезона лето-2011, % | Изменение, +/- | Прогноз
на сезон лето-2011, % | Изменение, +/- |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Пегас Туристик | 23,2 | 25,8 | 2,6 | 24,3 | 1,1 |
2 | Coral Travel | 22,6 | 22,7 | 0,1 | 22,8 | 0,2 |
3 | TEZ Tour | 22,0 | 18,0 | 4,0 | 21,5 | 0,5 |
4 | TUI | 11,3 | 10,1 | 1,2 | 10,6 | 0,7 |
5 | Troyka | 4,5 | 4,4 | 0,1 | 3,4 | 1,1 |
6 | Sunmar | 3,9 | 6,4 | 2,5 | 7,5 | 3,6 |
7 | НТК Интурист | 3,9 | - | - | 2,6 | 1,3 |
Отсутствуют: | ||||||
1 | Анекс Тур | - | 3.9 | - | 3,9 | - |