Судя по результатам опроса, приоритетным направлением по итогам лета-2012 для большинства московских турагентств впервые стала не Турция, а Греция. Эксперты-туроператоры сходятся во мнении, что если считать по головам отправленных туристов, то рынок туров в Грецию продолжает расти, чего не скажешь о рентабельности. Направление снова оказалось ареной жесткой конкурентной схватки.
Впервые за долгие годы первую строчку в хит-параде московских турагентств занял не «Музенидис Тревел», а компания с гораздо более скромным опытом работы по Греции – «Библио Глобус», но с большими амбициями. Два года назад, по итогам своего первого греческого сезона она контролировала 4,5% агентских предпочтений, сейчас, вырвавшись в лидеры – 21%. Как только этот результат был анонсирован в онлайн-журнале HotLine.travel, началось обсуждение. Одни говорили о высоком качестве и низких ценах туроператора, другие удивлялись «незлопамятности» агентств: «Что только Библики не делали: и топливный сбор на уже оплаченные добавляли, и паспорта туристов теряли, и штрафы за каждый чих. Все равно они первые!». Конкуренты, которым мы предложили прокомментировать результаты голосования, уже по традиции объяснили триумф «Библио Глобуса» исключительно ценами. Правда, по одной из версий, выйти на первое место в рейтинге предпочтений сотрудничество помогло и перераспределение клиентских турпотоков. Ведь исторически «Музенидис Тревел» силен на Халкидиках, а активный рост спроса в последние годы наблюдался на островах. Прежде всего, на Крите. Впрочем, в «Музенидисе» с такой трактовкой не согласны, указывая, что ассортимент их продукта на островах не уступает конкурентам: «просто против лома нет приема…».
Другой старожил греческого рейтинга, «Лабиринт» сохранил практически тот же объем предпочтений московского рынка, что и год назад. Компания старается противостоять натиску новых игроков: имеет ряд эксклюзивных контрактов по перевозке и размещению, наращивает объемы и ассортимент (пример – рейсы на Пелопоннес), но вот прибыльность этих начинаний конкуренты ставят под сомнение.
В середине рейтинговой таблицы расположились «Тез Тур» и «Натали Турс». Для них Греция не является основным летним направлением, но их котировки заметно подросли. Объяснить это можно эффектом массовости: многочисленная агентская армия этих ТО, почувствовав растущий спрос на Грецию, проголосовала за базовых поставщиков.
«Южный Крест», который еще два-три сезона назад соперничал с «Музенидисом» за первенство в рейтинге по Греции, на этот раз оказался на шестом месте, недосчитавшись почти 6% голосов столичных агентств – половины от своего прошлогоднего результата. Можно сказать, что «Южный Крест» сдал эту крепость сам: накануне сезона руководитель компании заявлял о сокращении объемов и нежелании участвовать в «кровавой бане». Но, безусловно, на результатах голосования сказались и публичные разборки с греческой принимающей компанией Le Grand, и нехватка подробностей по поводу сути заявленного партнерства с Meinl Bank.
Впервые в итоговый греческий рейтинг прорвался Coral travel, причем сразу с 5% голосов. Учитывая, что накануне сезона ему авансом давали только 2,6% предпочтений, можно предположить – туроператор превзошел ожидания партнеров.
На уровне пяти процентов голосов в московском рейтинге стабильно держится «Пантеон»: компания подкупает имиджем специалиста по Греции, кроме того, добавила в ассортимент Пелопоннес. А вот «Пегас Туристик» по мнению экспертов, в общероссийском рейтинге точно стоял бы выше – его объемы позволяют претендовать на лидерство. Недооцененным наши собеседники сочли и TUI Russia – всей мощи этого туроператора еще предстоит проявиться.
Греция.
Рейтинг предпочтений сотрудничества
(итог сезона лето-2012)
Туроператор | Итог сезона лето-2012, % | Прогноз на сезон лето-2012, % | Изменение, +/- | Итог сезона лето-2011, % | Изменение, +/- |
---|---|---|---|---|---|
Библио Глобус | 21,0 | 12,2 | 8,8 | 16,4 | 4,6 |
Музенидис Трэвел | 18,0 | 26,2 | 8,2 | 21,5 | 3,5 |
Лабиринт | 15,7 | 15,7 | 0,1 | 16,4 | 0,7 |
TEZ Tour | 10,0 | 11,4 | 1,4 | 6,0 | 4,0 |
Натали Турс | 6,2 | 4,5 | 1,8 | 4,5 | 1,8 |
Южный Крест | 5,5 | 7,7 | 2,2 | 11,4 | 5,8 |
Coral Travel | 5,0 | 2,6 | 2,4 | - | - |
Пантеон | 5,0 | 6,9 | 2,0 | 4,8 | 0,2 |
Пегас Туристик | 5,0 | 3,3 | 1,7 | 5,5 | 0,6 |
TUI | 4,6 | 3,7 | 1,0 | 4,3 | 0,3 |
Отсутствуют: | |||||
ИнтАэр | - | 1,4 | - | 1,8 | - |