Впервые за 15-летнюю историю маркетинговых исследований «БАНКО» в летнем рейтинге популярности направлений сменился лидер: топ-лист возглавляет не Турция, а Греция. Можно говорить о новых приоритетах в производстве и сбыте на рынке массового туризма.
Мужик перекрестился
Вообще, сезон выдался относительно стабильным и прибыльным, какие бывают иногда в отрасли после сильных потрясений. Убытки прошлого лета оказались настолько велики, что одни обанкротились, другие оказались на грани краха, третьи лишились стратегических зарубежных инвесторов, и все – ну или почти все – пришли к пониманию: дальше так нельзя. Давно пора снижать риски, выравнивать финансовые показатели. Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что гром грянул, и мужик наконец-то перекрестился.
Даже в самой горячей точке рынка – на греческом направлении – общие объемы полетных программ в начале сезона, согласно экспертным оценкам, были процентов на двадцать ниже прошлогодних. И планы еще корректировались в процессе работы: отдельные цепочки стартовали позже, чем было заявлено. В результате на направлении держался приемлемый баланс спроса и предложения, массовых распродаж не отмечалось. Зато были очень яркие акции раннего бронирования, к которым подключились даже отельеры, никогда ранее этого не делавшие. Скидки от гостиниц колебались в диапазоне 15–40%, российские туроператоры, со своей стороны, закладывали в турпакеты минимальную, а то и отрицательную рентабельность. Но в мае, когда акции завершились, Греция стала продаваться с удовлетворительной маржой, говорят туроператоры. Маятник спроса уже достаточно раскачался. Плюс к тому информационное поле вокруг страны было относительно стабильным – в ходе сезона обошлось без политических и экономических потрясений. И, наконец, даже в режиме штатных продаж Греция оказалась дешевле конкурирующих направлений массового отдыха. Таковы, по мнению экспертов, причины роста ее популярности на профессиональном рынке. В ходе последнего опроса топ-менеджеров московских турфирм страна получила на 3% голосов больше, чем год назад, и, как уже было отмечено, вышла в топ-листе на первую строчку.
Не испортить песню
Что касается Турции, ее индивидуальная котировка чуть снизилась – на 0,9%. Вполне предсказуемый результат. Роста, впрочем, и быть не могло: «туристическая Мекка» в этом сезоне показалась многим туристам непривычно дорогой. Отельеры увеличили тарифы, слегка подросла себестоимость перевозки, в результате пакетные цены процентов на десять превысили прошлогодние. Туроператоры, вопреки обыкновению, даже не пытались компенсировать это за счет собственной маржи: заявили чартерные программы в объемах прошлого года и грузили их с приемлемой рентабельностью. А самых экономных клиентов отпустили на другие направления.
Совершенно иначе развивалась ситуация в Испании, чья котировка в рейтинге «БАНКО» выросла на полтора процента. Местные отельеры в плане загрузки чувствуют себя гораздо менее уверенно, чем турецкие коллеги. В сезоне-2012 они понизили контрактные цены для российских партнеров в среднем на 5–7%, чем стимулировали спрос, который и без того имел значительный потенциал роста. Все-таки раскруткой страны в последние годы занимаются самые крупные туроператоры массового туризма, да и сами испанские власти содействуют этому процессу – например, выдают российским туристам шенгенские мультивизы.
Словом, на старте этого сезона звезды сошлись в благоприятную для направления комбинацию, и поток туристов начал расти столь активно, что консульство чуть не захлебнулось заявками от аппликантов. Были задержки выдачи паспортов, срок оформления виз пришлось увеличить от трех до пяти рабочих дней.
От туроператоров по Испании требовалось не испортить песню лишними амбициями, то есть не перебрать с перевозкой. Такой риск был: в начале сезона воздух подгорал – особенно на Майорке, но лишний объем убрали, и ситуация более или менее выровнялась. В течение всего лета авиабилеты были в открытом доступе, однако критичного профицита не наблюдалось.
Накануне роста
Но вернемся к топ-листу популярных направлений. Испания замыкает тройку лидеров, на значительном расстоянии от которой мы видим плотную группу направлений второго эшелона. Четвертую позицию занимает Египет, который недобрал до своей прошлогодней итоговой котировки 1,2% голосов. По мнению экспертов, в данном случае рейтинг страны падает по инерции, а сам египетский рынок уже начал восстанавливаться. Результаты выборов в стране – максимально благоприятны для развития бизнеса, политическая обстановка стабилизировалась, появились государственные инстанции, с которыми туроператоры могут обсуждать и решать свои вопросы. Клиентский спрос активизировался настолько, что в ходе сезона туроператоры проводили внеплановое расширение полетных программ. Если так пойдет дальше, то страна начнет быстро набирать очки в рейтинге популярности направлений туризма уже в предстоящем зимнем сезоне.
Италия завершает лето с более скромной котировкой, нежели год назад (минус 1,2% голосов). Сезон на направлении омрачился банкротством авиакомпании WindJet, двумя землетрясениями в центральной части страны, а также сообщениями СМИ о пожарах, вызванных аномальной жарой. Были и хорошие новости: на рынке пошатнулась гегемония «Аэрофлота», авиакомпания «Трансаэро» получила статус второго назначенного перевозчика на направлениях Рим, Милан, Венеция. Но летом это не слишком повлияло на конкурентную ситуацию в туризме: перечисленные пункты наиболее актуальны для экскурсионки, которая расцветает весной и осенью.
Другие цены
А вот на Кипре авиационная демократизация дала ощутимые результаты. Раньше на самый востребованный курорт направления – в Ларнаку – свободно летал только назначенный «Аэрофлот», но в этом сезоне были сняты все ограничения вплоть до 20 сентября, чем и воспользовалась авиакомпания «Трансаэро». Результатом стал существенный рост турпотоков на направлении, и котировка Кипра в рейтинге популярности по итогам сезона естественным образом подросла на 1%.
Показатели стран в нижней части таблицы более или менее стабильны – колебания в пределах 0,3–0,5% в расчет принимать не стоит. Исключение составляет Хорватия, которая недобрала до собственной котировки за прошлое лето 1,3% голосов. Чего и следовало ожидать: многие заметные операторы направления после финансового провала в сезоне-2011 сократили свои полетные планы, и туры в страну стали продаваться по другим ценам. Это повлияло на спрос. А в следующем сезоне появится еще один сдерживающий фактор: Хорватия вводит визы, и эксперты предсказывают направлению снижение турпотоков.Рейтинг популярности направлений туризма
Итог сезона лето-2012
№ | Направление | Итог сезона лето-2012, % | Итог сезона лето-2011, % | Изменение, +/– |
---|---|---|---|---|
1 | Греция | 22,9 | 19,0 | 3,9 |
2 | Турция | 22,5 | 23,4 | 0,9 |
3 | Испания | 17,0 | 15,5 | 1,5 |
4 | Египет | 7,9 | 9,7 | 1,8 |
5 | Италия | 5,1 | 6,4 | 1,3 |
6 | Кипр | 5,1 | 4,1 | 1,0 |
7 | Болгария | 3,0 | 3,3 | 0,3 |
8 | Хорватия | 2,7 | 4,0 | 1,3 |
9 | Черногория | 2,2 | 2,7 | 0,5 |
10 | Тунис | 1,9 | 1,7 | 0,2 |
11 | Франция | 1,3 | 1,0 | 0,3 |