Ситуация на индийском направлении меняется кардинально. В прошлом сезоне этот рынок жил под диктовку авиационных властей: право выполнять рейсы из Москвы в Гоа имели только «Аэрофлот» и «Трансаэро». Туроператоры были ограничены в объемах перевозки и, соответственно, в амбициях. Теперь запреты сняты, зима обещает быть «жаркой» – в плане конкуренции. И вот с какими прогнозными показателями выходят туроператоры по Индии на старт этой гонки.
Компания Coral Travel резко повысила свою котировку: по результатам предсезонного опроса топ-менеджеров московских турфирм набрала на 13,3% голосов больше, чем в ходе аналогичного исследования за прошлый год. И вышла на первую позицию топ-листа, обогнав «Пегас Туристик», чей рейтинг снизился на 3,1%.
В чем причины рокировки? По наблюдениям экспертов, оба игрока повысили объемы полетных программ. Помимо емкостей «Аэрофлота» оба теперь имеют в ассортименте бюджетную перевозку. Сам по себе шаг правильный, ведь Индия – прежде всего Гоа – востребована в среде бюджетных туристов. Но только в активе Coral – блоки а/к «ВИМ-авиа», а у «Пегаса» – борта Nord Wind, к которой больше претензий по регулярности полетов. Возможно, дело в этом, говорят аналитики.
Посмотрим, с какими показателями туроператоры придут к финишу сезона. А пока можем только констатировать, что лидером направления по объемам продаж конкуренты признают «Пегас Туристик». Его же второй год подряд награждает Министерство туризма Индии 1-й премией за заслуги в развитии направления. И он, между прочим, в этом году расширил свою чартерную географию, – поднял чартер на Кералу. Проект романтический и рискованный: турпоток в Мекку аюрведы пока не таков, чтобы оперировать чартерами, утверждают специалисты по Индии.
Но вернемся к рейтингу предпочтений сотрудничества. Вездесущий «Библио Глобус» совершил столь же резкий рывок, как и Coral Travel, – улучшил собственную предсезонную котировку по Индии за прошлый год на 13,4% и сравнялся в топ-листе с компанией «Санрайз Тур». И поскольку эти два игрока недотягивают до «Пегаса» всего лишь полпроцента, можно констатировать, что вторую позицию лидерского списка разделили на троих.
Причины роста «Библио» видны невооруженным глазом. Это маркетинговый натиск, как и на всех направлениях, где работает компания. И рост объемов. По данным от руководства компании, количество ее кресел на рейсах «Трансаэро» увеличено в три раза. Возможны дальнейшие расширения.
«Санрайз» тоже показывает в рейтинге положительную динамику, хотя сравнительно умеренную – плюс 2,8% голосов к прошлогоднему прогнозу. Стабильно работает, имеет хорошую репутацию – и плюс к тому, сильные позиции в «Аэрофлоте», комментируют наблюдатели.
Замыкает рейтинг туроператор «Пантеон». Впервые вышел в топ-лист по итогам прошлой зимы – и закрепился в нем (вопреки ожиданиям коллег, честно говоря). По объемам турпотоков на Гоа не конкурирует ни с кем из соседей по рейтингу, но качественно делает Кералу на базе стыковочных рейсов иноперевозчиков. Этот продукт имеет своего клиента, причем постоянного. Апологеты аюрведы возвращаются в Индию год за годом.
Подытоживая индийскую тему, отметим: сами туроператоры, которые расширяют свои полетные планы, говорят о неизбежности профицита перевозки. Заявленные в совокупности борта не загрузить пакетными продажами – просто не хватит гостиниц. И допродать по билетам тоже вряд ли удастся – дикарей в Индию едет много, но не настолько же…
Ожидать сокращений или можно уже на старте сезона объявлять масштабный sale новых коллекций?