Сезон был хороший, говорят специалисты по Испании. Росли не только общие турпотоки, но и финансовые показатели участников рынка, а значит, объемы предложения по перевозке были сопоставимы со спросом.
Рейтинг предпочтений сотрудничества по итогам лета-2012 снова единолично возглавляет «Натали Турс». Сейчас в ее активе 24,8% голосов московских турагентств– на 1% меньше, чем в аналогичном лидерском списке за прошлый год, но на 1,7% больше, чем в прогнозах на уходящий сезон. Тогда, в мае, «Натали» имела авансовую котировку 23,1% и делила первую строчку в рейтинге с TEZ Tour. Как видим, статус-кво восстановлен. Между двумя упомянутыми туроператорами снова образовался статистически значимый разрыв – 3,5% голосов.
По мнению экспертов, одна из причин тому может заключаться в том, что «Натали Турс» неожиданно оказалась чуть ли не самым лояльным из крупных поставщиков, хотя раньше ее постоянно критиковали за жесткую агентскую политику. В этом сезоне конкуренты урезали комиссию или же заявляли о таких планах, вводили для розничных партнеров депозиты (которые у «Натали» действуют уже много лет), переводили дистрибьюторов с агентских договоров на договоры купли продажи. На подобном фоне «Натали Турс» выглядит привычнее. Кроме того, если говорить конкретно об испанском направлении, здесь у нее объективно самые крупные объемы, исчерпывающий ассортимент по части географии и гостиничной базы. А еще, на минуточку, эксклюзивный контракт с «Трансаэро». Словом, пока ей удается оборонять свой исконный форпост от ближайшего соперника в рейтинге – TEZ Tour.
Между тем, TEZ последовательно движется к вершине топ-листа. Несмотря даже на то, что туроператор в этом сезоне как раз принимал непопулярные меры в отношении своих агентств, его рейтинговая динамика на испанском направлении – в целом положительная. Смотрите: по итогам прошлого лета котировка туроператора составляла 18,3%, в прогнозах на сезон-2012 – 23,1% (ровно как у «Натали»), а сейчас, на финише, – 21,3%. Еще один рывок, и в пальму первенства придется делить на двоих.
Бронзовый призер испанского топ-листа – TUI Russia CIS – улучшил свою прошлогоднюю итоговую котировку на 1,5%. Рынок оценил брендированную перевозку и распробовал турпродукт, тщательно сегментированный по целевым клиентским группам, поясняют в руководстве компании. А конкуренты добавляют, что TUI весьма агрессивно борется за испанское направление (что в целом для западных игроков в России не характерно). На старт сезона он вышел с амбициозными полетными планами, и даже вынужден был их потом подсократить – снял рейс на Майорку, где возник критичный профицит перевозки.
Coral Travel заквершает очередной испанский сезон с тем же личным рейтингом, что и год назад. А вот у «Пегас Туристик» котировка выросла на 1,5%. Как отмечают наблюдатели, туроператор работает над качеством сервиса и продолжает вкладываться в технологии. К примеру, раньше у него периодически возникали заминки на участке визового департамента, но теперь это в прошлом – все процессы подачи и обработки документов максимально автоматизированы, да еще расширен штат.
Коротко об игроках, замыкающих лидерский список. По-прежнему держатся в рейтинге два коренных испанца - Время-тур и V.A.M. Tour, хотя конкурировать с монстрами поточного оперейтинга становится все сложнее. Не даром у «Времени» сейчас котировка на 4,1% голосов ниже чем год назад.
И еще, в таблице засветился Sunmar – бюджетный сателлит Coral Travel.
Рейтинг предпочтений сотрудничества
(итог сезона лето-2012)
Туроператор | Итог сезона лето-2012, % | Прогноз на сезон лето-2012, % | Изменение, +/- | Итог сезона лето-2011, % | Изменение, +/- |
---|---|---|---|---|---|
Натали Турс | 24,8 | 23,1 | 1,7 | 25,8 | 1,0 |
TEZ Tour | 21,3 | 23,1 | 1,7 | 18,3 | 3,0 |
TUI | 15,8 | 14,8 | 1,0 | 14,3 | 1,5 |
Coral Travel | 12,9 | 10,4 | 2,6 | 13,1 | 0,2 |
Пегас Туристик | 6,7 | 5,9 | 0,8 | 5,2 | 1,5 |
Время-тур | 6,4 | 13,6 | 7,2 | 10,5 | 4,1 |
Sunmar | 2,2 | - | - | - | - |
V.A.M. Tour | 2,1 | 1,6 | 0,4 | - | - |
Отсутствуют: | |||||
Troyka | - | 1,8 | - | 2,8 | - |