Рынок туров в Италию, так же как испанский, на протяжении сезона испытывал жесткое давление со стороны соседних направлений – Греции, Болгарии, Хорватии, где свирепствовал демпинг.
Иногда операторы-«итальянцы» были вынуждены заполнять рейсы с помощью SPO, что, несомненно, сказалось на итоговой рентабельности программ.
Однако в целом сезон оказался не самым худшим: Италия традиционно выиграла за счет широкой географии полетов. В некоторых ее регионах, где уровень конкуренции ниже, игроки, по их признанию, даже хорошо заработали.
Но главное, на итальянском рынке летом-2013 не оказалось возмутителей спокойствия, способных и желающих существенно изменить расклад сил. Поэтому основным событием в конкурентной сфере стал уход «Асент Трэвел».
Перейдем к результатам последнего опроса московских туркомпаний, которые косвенно отражают реальную картину. Пальму первенства в итоговом рейтинге предпочтений сотрудничества по Италии по-прежнему удерживает PAC GROUP. Несмотря на незначительное снижение котировки (на 1,1 пункта), его лидерство бесспорно: 29,2% агентских голосов, отрыв от ближайшего преследователя – 14,3%.
Главные достоинства оператора – диверсифицированный ассортимент, в котором представлены все популярные курорты и различные ценовые форматы, а также рыночные цены.
Компания постоянно добавляет в свой портфель что-то новое, в этом году он был расширен за счет активной разработки Тосканы.
Серебро в рейтинге впервые завоевала «Натали Турс». В дополнение к прошлогодним 7,9% она добавила еще 7 пунктов и переместилась с четвертой строчки на вторую. По мнению экспертов, неожиданности тут нет.
«В 2012 году компания была недооценена московскими агентствами, – комментируют они. – Ее объем перевозки с вылетом из Москвы вполне сопоставим с турпотоком ближайшего соперника
- «ДАНКО Трэвел Компани». «Натали Турс» активно наращивает свои мощности сразу по нескольким итальянским направлениям, а основная часть перевозки сосредоточена на а/к «Трансаэро». Регулярные рейсы этой авиакомпании в Римини, Рим и Милан имеют удобные слоты и выполняются из двух столичных аэропортов.
Компания «ДАНКО» получила практически ту же долю предпочтений московских турагентств, что и годом ранее (13,7%), тем не менее из-за прироста «Натали Турс» в топ-листе ей досталась лишь третья строчка.
Впрочем, дистанция между соперниками не столь велика, чтобы говорить о явном преимуществе одного из них, – всего 1,2%.
В этом году, как и всегда, оператор активно развивался – расширил спектр предложений по Тоскане и Сицилии, увеличил программы из российских регионов. Конкуренты отмечают его качественные экскурсионные туры.
А вот следующих операторов, впервые появившихся в топ-листе, – TUI и TEZ Tour – отделяет от «ДАНКО Трэвел Компани» приличная дистанция в 7,1% голосов. Эксперты считают, что выйти в рейтинговую таблицу этим игрокам помогло банкротство «Асент Трэвел» – 10% агентских предпочтений, которые получил оператор по Италии летом-2013, теперь перешли к ним.
Компания TUI, которая набрала 6,5% голосов, по мнению наблюдателей, отличалась в сезоне привлекательными ценами и выгодной бонусной политикой.
А еще после ухода «Асента» оператором была объявлена специальная повышенная комиссия по Лидо-ди-Езоло (+2%).
TEZ Tour, получивший 6% агентских голосов, продолжает постепенно наращивать объемы в разных регионах страны – Римини, Лидо-ди-Езоло, Неаполе. В ассортименте есть почти все, комментируют эксперты, разве что Пиза и Бари отсутствуют. Добавим, что именно от этого игрока, а также, по традиции, от «Библио Глобуса» участники рынка ждут серьезного усиления в будущем.
Италия
Рейтинг предпочтений сотрудничества
(итог сезона лето-2013)
Туроператор | Итог сезона лето-2013, % | Прогноз на сезон лето-2013, % | Изменение, +/- | Изменение, +/- | Итог сезона лето-2012, % |
---|---|---|---|---|---|
PAC Group | 29,2 | 34,8 | -5,6 | 30,3 | -1,1 |
Натали Турс | 14,9 | 7,8 | 7,1 | 7,9 | 7,0 |
Данко Трэвел Компани | 13,7 | 19,1 | -5,4 | 13,3 | 0,4 |
TUI | 6,5 | - | - | - | - |
TEZ Tour | 6,0 | - | - | - | - |
Отсутствуют:
Асент Трэвел | - |
| - |
| - |