Туроператоры по Болгарии ждали конкурентного катаклизма: готовились к агрессивной атаке двух новых соперников – «Библио Глобуса» и TEZ Tour. Но итоги работы сейчас, на финише летнего сезона, все оценивают с оптимизмом. Да, ценовая игра была жесткой; да, в отдельные даты приходилось снимать чартерные рейсы, но в целом финансовые результаты вполне удовлетворительные – где-то даже выше ожидаемых.
Вот, к примеру, ICS Travel Group. На этапе подготовки к сезону туроператор не планировал наращивать объемы по Болгарии, чтобы не усугубить возможный профицит предложения на рынке. Однако в августе руководство компании сообщило о 20-процентом увеличении турпотока в сравнении с показателями лета-2011. В рейтинге предпочтений сотрудничества, составленном на основании опроса топ-менеджеров московских турфирм, ICS тоже укрепился. Улучшил свою прошлогоднюю котировку на 3% и поднялся с третьего на первое место, обогнав туроператоров «Солвекс-Трэвэл» и TUI Russia & CIS, которые в аналогичном исследовании за прошлый год занимали, соответственно, первое и второе место. В ICS уверены, что дополнительные очки обеспечены стабильной качественной работой на направлении, неизменной лояльностью к дистрибьюторам (многие еще помнят ЧП с «Алма Тур»), а также целенаправленным расширением ассортимента предложений. Например, в этом сезоне компания отправляет клиентов в Болгарию рейсами уже не двух, как раньше, а пяти авиакомпаний, из всех московских аэропортов.
Два туроператора, которые разделили с ICS Travel Group призовой пьедестал рейтинга, пришли к финишу сезона с более скромными котировками, чем год назад. Так, «Солвекс-Трэвэл» недобрал 5,1% голосов до собственной котировки за прошлое лето, а TUI Russia & CIS «убавил в весе» 1,4%. Судя по всему, именно, у них оттянули голоса дебютанты направления, предполагают эксперты. И добавляют, что на турпотоках компаний это не отразилось. В частности, «Солвекс-Трэвэл» по этому показателю, как обычно, лидирует на российском рынке, хотя уже и не с таким отрывом от конкурентов, как в прошлые годы. Компания сохраняет ассортиментные преимущества – значительные квоты в ряде дефицитных отелей; а максимальная вариативность перевозки – ее традиционный козырь. «Солвекс» тоже летает рейсами пяти авиакомпаний из всех аэропортов Москвы.
Что касается TUI Russia & CIS, оператор котируется в рейтинге по Болгарии лишь второй сезон, и участие в топ-3 для него совсем неплохой результат.
«Балкан Экспресс», как обычно, держится в середине лидерского списка, но сейчас его показатель на 1,7% выше, чем год назад. Чем обусловлен рост? По наблюдениям экспертов, фирма активно продает прямым клиентам и посредникам перевозку в Болгарию, а сейчас спрос на нее растет гораздо быстрее, чем на турпакеты. Действительно, в сезоне лето-2012 «Балкан-Экспресс» реализовал авиабилетов в три раза больше, чем туров, сообщают в руководстве самой компании. И отмечают, что «Балкан» держит самые крупные блоки на рейсах S7, а это назначенный перевозчик направления, и он продолжит выполнять рейсы в сентябре, когда все остальные отечественные компании в соответствии с распоряжением Росавиации прекратят полеты в Болгарию.
Теперь о «Библио Глобусе». Туроператор заявляет, что «вошел в рынок и не даже заметил этого» – освоил плановые объемы без особых усилий. Собирается расти, но умеренно: «Развернуться негде». И ставит себя по объемам продаж на вторую позицию, хотя по предпочтениям сотрудничества московского рынка значится пока на пятом.
БолгарияРейтинг предпочтений сотрудничества
(итог сезона лето-2012)
Туроператор | Итог сезона лето-2012, % | Прогноз на сезон лето-2012, % | Изменение, +/- | Итог сезона лето-2011, % | Изменение, +/- |
---|---|---|---|---|---|
ICS Travel Group | 19,4 | 21,5 | 2,2 | 16,4 | 3,0 |
Солвекс-Трэвэл | 16,7 | 21,0 | 4,3 | 21,8 | 5,2 |
TUI | 15,6 | 14,5 | 1,1 | 17,0 | 1,4 |
Балкан Экспресс | 10,2 | 10,2 | 0,0 | 8,5 | 1,7 |
Библио-Глобус | 8,6 | 7,0 | 1,6 | - | - |
НТК Интурист | 5,9 | 5,4 | 0,5 | 6,1 | 0,1 |
Отсутствуют: | |||||
S7 Tour | - | - | - | 12,1 | - |