Общий турпоток в Хорватию этим летом не рос, в лучшем случае остался на прошлогоднем уровне. После тотальных распродаж, которыми ознаменовался сезон-2011, ни у кого из туроператоров не было желания снова терять деньги, все подошли к планированию программ более или менее взвешенно. Если год назад они регулярно выбрасывали на рынок билеты по остаточной стоимости – 200-220 евро, то сейчас перевозка предлагается в свободной продаже и закладывается в турпакеты по адекватным ценам – 330-350 евро. Гостиницы, кстати, тоже подорожали. Главным образом, на пиковые даты, когда спрос на размещение в Хорватии превышает предложение. По востребованным отелям рост цен в высокий сезон достигал 15%, а в среднем по рынку, согласно экспертным оценкам, составил 4-6%.
Неудивительно поэтому, что дополнительного притока туристов Хорватия не получила, но вот рентабельность туроператоров, по общему мнению, повысилась. Лидером направления на московском рынке остается «Компания ПАКС» - как по фактическим объемам продаж, так и по предпочтениям сотрудничества. На финише лета ее рейтинг чуть выше, чем год назад, - буквально на 0,5%. Обсуждая этого поставщика, эксперты, как обычно, отметили его исчерпывающий ассортимент по части географии оперейтинга и востребованных гостиниц. Упомянули также сильные позиции в транспортной сфере: «ПАКС» летает в Хорватию главным образом на «Трансаэро», и в уходящем сезоне расширил свои емкости на рейсах этого перевозчика.
На втором месте в рейтинге уверенно держится «Асент Трэвел» - его отрыв от ближайшего преследователя по-прежнему достаточно велик, хотя индивидуальная котировка по итогам сезона на 2,9% ниже прошлогодней. Вполне естественно, говорят эксперты. Расставание со швейцарским Hotelplan имеет свои имиджевые последствия, да и объемы программ туроператор подкорректировал в сторону некоторого сокращения, в духе общего тренда на рынке. Но если взять турпотоки «Асента» со всей России в Хроватию, то они сопоставимы с показателями «ПАКСа», который менее активен в регионах.
Серьезный рост в рейтинге предпочтений сотрудничества показал TUI Russia&CIS: плюс 5,1% к итоговой котировке за лето-2011. Пожалуй, это единственный опрератор, который значительно расширил полетные планы, в связи с чем проявлял больше маркетинговой агрессии, чаще выставлял SPO по перевозке. И вообще, на розничном рынке увеличивается количество турфирм, лояльных к TUI: многим импонирует европейская основательность этого поставщика.
Завершая хорватскую тему, обращаем ваше внимание на рост количества туроператоров в топ-листе направления. После того, как перепозиционировался «Мегаполюс турс» и потерпела крах «Ланта-тур вояж», в рейтинге предпочтений сотрудничества котировались только три игрока, о которых уже было сказано выше. А теперь мы видим в таблице еще два имени: «Эрцог» и «Амиго Тур». По словам экспертов, это опытные и стабильные туроператоры по Хорватии, и при нынешнем раскладе сил на направлении они заслуженно занимают свои места в лидерском списке. Кстати, «Эрцог» в этом сезоне заметно увеличил объемы, хотя и не по собственной инициативе. С его чартерного рейса на Пулу соскочил достаточно крупный блочник, пришлось грузить борт в одиночку. Ничего, справился, и по собственным оценкам, завершает лето с неожиданно высокими финансовыми показателями.
ХорватияРейтинг предпочтений сотрудничества
(итог сезона лето-2012)
Туроператор | Итог сезона лето-2012, % | Прогноз на сезон лето-2012, % | Изменение, +/- | Итог сезона лето-2011, % | Изменение, +/- |
---|---|---|---|---|---|
Компания ПАКС | 35,4 | 39,0 | 3,5 | 34,9 | 0,5 |
Асент Трэвел | 22,4 | 23,8 | 1,4 | 25,3 | 2,9 |
TUI | 17,2 | 16,3 | 0,9 | 12,0 | 5,1 |
Эрцог | 8,9 | - | - | - | - |
Амиго Тур | 5,7 | - | - | - | - |