Рейтинг популярности направлений туризма в Киеве.
Итог сезона зима-2011/12
Эксперты украинского рынка оценивают уходящий сезон со сдержанным позитивом: «Кто работал, тот заработал». Где и как? Ответы – в рейтинге популярности направлений, подготовленном Службой «БАНКО» на основании опроса 448 турфирм Киева.
Выводы о ценовой политике компаний были сделаны на основании анализа данных, предоставленных туристической поисковой системой Sletat.ru, а также с учетом комментариев экспертов: Сергея Зубарева («Ньюc Тревел»), Сергея Буртина (TEZ Tour Ukraine), Дмитрия Карякина («Пегас Туристик», Украина), Тараса Демуры (TUI Ukraine), Юрия Альба (Join Up!), Алены Повийчук («Тур-салон»), Юлии Сало (Star Travel Group), Олега Кулика («Поехали с нами»), Анатолия Особика («Видерштраль»), Александра Новиковского («Туртесс Тревел»), Алексея Корнеева («Натали Турс Украина»)
Запредельный оптимизм
Топ-лист наиболее востребованных направлений туризма на киевском рынке по-прежнему возглавляет Египет, причем у него солидный запас прочности: больше 10% голосов отделяют лидера от ближайшего преследователя. И это несмотря на регулярную «антирекламу» в СМИ, а также призывы отдыхать в каких-нибудь других странах.
Если политическая ситуация в Египте кардинально не изменится, то общие объемы продаж на направлении в сезоне-2011/12 будут сопоставимы с прошлогодними, говорили в феврале украинские эксперты. Но добавляли, что вряд ли кому-либо удается сейчас зарабатывать на египетском рынке, поскольку его всю зиму лихорадит от профицита «воздуха». Изначально туроператоры верстали полетные планы, исходя из каких-то запредельно оптимистических прогнозов. В результате предложение по перевозке многократно превысило спрос; региональные программы пришлось сократить полностью, а киевские – почти наполовину. Но и тех 12 еженедельных рейсов, которые выполнялись в конце зимы, было слишком много.
«Еще бы убрать процентов 20, работали бы в плюс», – комментировали туроператоры. А представители розничных фирм возмущались тем, что сокращение вылетов обернулось недовольством клиентов. Люди, которые приобретали туры в Египет заранее, накануне предполагаемого отъезда узнавали, что их пересаживают на какие-то другие рейсы, да еще требуют доплату, поскольку полученные ими когда-то скидки за раннее бронирование в сложившейся ситуации обнуляются. Словом, Египет сейчас воспринимается на туристическом рынке Украины как источник проблем (тут эксперты употребляют один расхожий медицинский термин), «который всегда с тобой».
Здесь вам не Египет
Вторую позицию в рейтинге популярности направлений занимают ОАЭ. Речь идет об Эмиратах в экономформате: Шарджа, Фуджейра, а если Дубай, то дешевые городские отели. Именно такая наземка шла в комплекте с авиабилетами иноперевозчиков-дискаунтеров – дебютанта FlyDubai, а также Air Arabia, который работал в Украине и раньше, но теперь значительно активизировался.
Итого получались пакеты, вполне интересные туристам, раньше отдыхавшим в Египте. Туроператоры говорят, что в ходе сезона периодически возникали проблемы с загрузкой, но в целом финансовый результат программ можно признать удовлетворительным. Специалисты турагентств, однако, добавляют: не все клиенты возвращаются из ОАЭ с чувством глубокого удовлетворения. Существенные затраты на питание в отсутствие привычной системы all inclusive, другой подход к анимации, ограничения на алкоголь, море «какое-то не такое»…
Ланкийские сливки
Многие путешественники предпочли исследовать другие направления миграции. Например, Шри-Ланку, которая на туристическом рынке
Украины стала открытием сезона. Что называется, выстрелила. В России эта страна считается уделом индивидуалов, ценителей экзотики, а в Киеве она по итогам зимы-2011/12 заняла третью позицию в рейтинге популярности массовых направлений, набрав лишь на 2,4% голосов меньше, чем ОАЭ, и обогнав Таиланд на 4,5%.
Все вполне объяснимо: в этом сезоне на направлении кардинально вырос объем перевозки. Год назад на Шри-Ланку из Киева можно было добраться только рейсом Air Arabia c промежуточной посадкой в Шардже, а теперь добавилась перевозка FlyDubai, тоже стыковочная, плюс прямой перелет украинской компании «Аэросвит». В контексте конкуренции цена на воздух получилась весьма привлекательная, и местный клиент принял новый продукт с энтузиазмом. По потребительским свойствам это нечто вроде островного Таиланда; колорит отелей, кухня, экскурсионка – все похоже. Только лететь меньше на час-полтора. И цены ниже – тур в Шри-Ланку с проживанием в гостинице 3* обходится киевлянину в те же деньги, как один только авиабилет до Бангкока.
В первый активный сезон на свежеиспеченном массовом направлении не обошлось без накладок. Периодически возникали проблемы с подтверждением номеров в экономичных отелях, подгорала перевозка. Но в целом не будет преувеличением сказать, что туроператоры по Шри-Ланке – а это в основном туроператоры с украинскими корнями – успели снять сливки. Обычно после удачного старта на рынке возникает столпотворение крупных агрессивных игроков и начинается совсем другая игра. В свои ворота, в пользу клиента.
Азия по-киевски
Российскому читателю странно будет видеть Таиланд на скромном четвертом месте в рейтинге популярности направлений, но таковы реалии киевского рынка. На этом направлении здесь летает лишь украинский «Аэросвит», и только на Бангкок. В отсутствие конкуренции продает билеты в среднем за $1000 (со всеми надбавками и сборами). Дело не в том, что других перевозчиков не пускают на таиландскую трассу. Ограничений нет, но у местных авиакомпаний отсутствуют необходимые дальнемагистральные самолеты, а иноперевозчики пока не заинтересовались этим маршрутом.
Из вышесказанного ясно, почему Таиланд сегодня не претендует на более высокие позиции в топ-листе туристических направлений. Однако у страны своя клиентура, и достаточно стабильная. Несмотря на то что начало сезона ознаменовалось наводнением, общий турпоток из Украины в Таиланд остался примерно на уровне прошлогодних показателей, отмечают киевские эксперты.
А вот Индия нарастила турпотоки. Но слишком дорогой ценой, считают наблюдатели. Обе авиакомпании, работающие на направлении, – украинская МАУ и Air Arabia – с подачи своих заказчиков-туроператов нарастили объемы перевозки в сезоне-2011/12. И все испытывали серьезные проблемы с загрузкой до тех пор, пока пул блочников, работающих с МАУ, не пошел на сокращение программы. В феврале ситуация на направлении более или менее стабилизировалась, при этом Индия вышла на пятую позицию в рейтинге популярности направлений туризма.
Итак, киевские коллеги подвели итоги сезона. Все уже живут летними интригами, но мы еще вернемся к опубликованным здесь котировкам, чтобы через год оценить позиции зимних направлений в динамике.
Направление | Итог сезона зима-2011/12, % |
---|---|
Египет | 27,8 |
ОАЭ | 16,5 |
Шри-Ланка | 14,1 |
Таиланд | 9,6 |
Индия | 6,5 |
Турция | 6,0 |
Европа | 3,1 |
Доминиканская республика | 2,4 |
Греция | 1,5 |
Чехия | 1,3 |
Куба | 1,2 |
Мальдивы | 1,2 |
Израиль | 1,1 |