Огромный туроператорский конвейер TEZ Tour и узкопрофильная «Мальдивиана» в итоге сезона-2011/12 делят между собой большую часть предпочтений столичного рынка на направлении Мальдивы. И пусть у обладателя первого места в топ-листе на 8,5% голосов больше, доли обеих компаний превышают 20%, а это напрямую свидетельствует об их серьезном влиянии на рынок. Ситуация, когда фирмы, имеющие принципиально разные масштабы туроперейтинга (если рассматривать обороты в целом), сходятся на двух соседних рейтинговых ступеньках, очень показательна. Узкие направления дают шансы участия в лидерстве небольшим упорным профессиональным командам, которые исторически присутствуют в регионе.
Продолжая анализировать котировки двух лидеров рейтинга предпочтений, отметим: по сравнению с ситуацией годичной давности положение TEZ Tour практически не изменилось – он потерял символические 0,4%. «Мальдивиана» же подросла на 3,6%. И могла бы и больше. В прогнозе сезона столичный рынок выдал ей аванс в размере 35,7%, что является абсолютным рекордом на направлении.
Эксперты, опрошенные «БАНКО», считают, что, несмотря на переизбыток перевозки на Мале, в основном туроператоры «работали с оглядкой на рынок», то есть не демпинговали понапрасну, хотя дат, когда это приходилось делать, чтобы закрыть горящие кресла, было немало. Обвинения в необоснованном занижении цен озвучены наблюдателями только в отношении «Мальдивианы», которая в межсезонье продавала туры якобы ниже стоимости билетов. Возможно, туроператор вел себя рискованно, чтобы реализовать план расширения: сохранив программу полетов с инокомпаниями, «Мальдивиана» в этом зимнем сезоне увеличила объем кресел на «Аэрофлоте» аж на 40%. Помимо этого, она имела зафиксированные обязательства перед отелями, которые, соответственно, тоже расширились.
TEZ Tour никаких резких телодвижений не делал, а применил свою обычную формулу: 1) перевозка «Аэрофлота» и «Трансаэро»; 2) собственный принимающий офис, включая подготовленных и одетых в униформу гидов; 3) гарантии в отелях. За счет поистине огромной армии агентств, сотрудничающих с оператором не только по Мальдивам, но и по другим направлениям, TEZ Tour смог себе позволить «падать в цене последним» и без особых усилий получить первенство по объемам продаж на Мальдивах.
Еще один игрок, в этом сезоне громко заявивший свои притязания на долю направления, – «Трансаэро Тур». Его стартовый показатель предпочтений составлял 18,4%. До конца зимы оператору не удалось донести 2,7%, что совсем неплохо в контексте показателей конкурентов и пятилетнего опыта работы на направлении. Логично, что «Трансаэро Тур» летал на Мале «крыльями» материнской авиакомпании. И, как предполагают наблюдатели, именно «вышестоящее руководство» посоветовало ему быть поактивнее на трассе Москва – Мале, что вылилось в серьезное увеличение объемов взятых им кресел.
Логику авиакомпании знатоки объясняют необходимостью закрыть места на рейсах, освободившиеся после выпадения блочника «Трансаэро» компании «Путешествуй!». Она играла заметную роль на направлении, к примеру, ее индивидуальный рейтинг в 2009–10 го-дах составлял 17,6%. Результаты последнего голосования агентств показывают – замена игрока прошла вполне успешно, во всяком случае, «Трансаэро Тур» получил тот же порядок голосов – 15,7%. Но, учитывая, что в конце января года перевозчик снял третий рейс на Мале, можно сделать вывод – усилий туроператора все же не хватило, чтобы поддержать выросшие амбиции авиакомпании.
Рейтинг предпочтений сотрудничества
Итог сезона зима-2011/12
№ | Туроператор | Голоса, % | 2010/11 | +/- |
---|---|---|---|---|
1 | TEZ Tour | 29,8 | 30,2 | 0,4 |
2 | Мальдивиана | 21,3 | 17,7 | 3,6 |
3 | Трансаэро Тур | 15,7 | - | |
4 | Coral Travel | 11,2 | - |
Рейтинг подготовлен на основании опроса специалистов 665 турфирм Москвы.
Рейтинг по объемам сделок
Мнение Людмилы Федоровой, («Трансаэро Тур»)
1. TEZ Tour
2. «Трансаэро Тур»
3. «Мальдивиана»
4. Coral Travel
Мнение Екатерины Михеевой, «Мальдивиана»
1. «Мальдивиана»
2. TEZ Tour
3. «Трансаэро Тур»
4. «Путешествуй!»