Рейтинг популярности направлений туризма. Прогноз на сезон зима-2012/13
Выездной турпоток из России растет. То одна, то другая страна присылает радостный пресс-релиз – за такой-то период принято рекордное количество россиян, надеемся на продолжение. Какие направления считают хитами будущей зимы? Об этом – в комментариях к традиционному опросу специалистов московских туркомпаний.
Направление | Прогноз на сезон зима-2012/13, % | Итог сезона зима-2011/12, % | Изменение, +/- | Прогноз на сезон зима-2011/12, % | Изменение, +/- |
---|---|---|---|---|---|
Таиланд | 24,6 | 28,8 | 4,2 | 22,1 | 2,6 |
Египет | 16,3 | 15,7 | 0,6 | 14,6 | 4,1 |
Доминиканская республика | 10,4 | 9,9 | 0,5 | 17,1 | 2,3 |
ОАЭ | 7,5 | 5,3 | 2,2 | 8,0 | 0,3 |
Куба | 7,4 | 4,9 | 2,5 | 9,7 | 3,6 |
Индия | 5,3 | 4,8 | 0,5 | 8,7 | 0,5 |
Вьетнам | 4,4 | 6,2 | 1,8 | 4,4 | 0,1 |
Мальдивы | 3,5 | 3,3 | 0,2 | 3,0 | 0,0 |
Мексика | 3,4 | 1,6 | 1,8 | 1,6 | 1,8 |
Индонезия | 2,2 | 2,8 | 0,6 | 4,4 | 1,7 |
Россия | 2,0 | 0,8 | 1,2 | 3,0 | 1,4 |
Чехия | 1,5 | 2,5 | 1,0 | 1,6 | 0,1 |
В таблице представлен рейтинг популярности направлений, подготовленный Службой "БАНКО" в качестве прогноза на сезон зима-2012/13. Он приводится в сравнении с аналогичными исследованиями, сделанными накануне и по итогам сезона зима-2011/12. Все данные получены в ходе опроса топ-менеджеров более 600 турфирм Москвы. Репрезентативные выборки составлены на основе базы данных Службы "БАНКО".
Минус у лидеров
Прогнозный рейтинг популярности направлений туризма на зиму-2012/13 составлен по результатам опроса специалистов более 600 московских туркомпаний. Их мнения, в общем, консервативны. Из года в год в таблицу попадают одни и те же страны, меняется только частота их упоминаний. Однако даже эти микросдвиги позволяют сделать интересные выводы о тенденциях
Итак, на первом месте уже второй год подряд находится Таиланд. Страна объективно на подъеме – по результатам 2011 года турпоток в нее превысил отметку 1 млн человек. Однако в рейтинге, составленном по результатам опроса московских туркомпаний, Таиланд впервые за несколько лет уменьшил свой результат: недобрал 2,6% голосов в сравнении с аналогичным исследованием годичной давности. О причинах легко догадаться. В последние годы туроператоры активно форсируют турпотоки не из Москвы, а из других крупных городов России. Как следствие, столица лишилась части транзитной клиентуры. Кроме того, заметную конкуренцию Таиланду в Москве составляют другие дальнемагистральные направления.
Египет присутствует в прогнозном рейтинге популярности зимних направлений туризма столько же лет, сколько проводится само исследование – с 1997 года. Долгое время эта страна возглавляла топ-лист, но по известным причинам в последние два года ее котировка снижалась. С минувшего лета, когда в Египте прошли выборы и политическая ситуация более-менее устаканилась, туроператоры зафиксировали восстановление спроса и расширили авиаперевозку. В дополнение к традиционным рейсам в Шарм и Хургаду заявлено даже о возобновлении полетов на курорты Марса-Алам и Таба. Казалось бы, и в прогнозном рейтинге популярности направлений позиции Египта тоже должны были укрепиться. Однако этого не произошло – отрицательная динамика сохранилась, причем очень заметная (– 4,1% голосов в сравнении с исследованием годичной давности). Почему?
По словам Виктории Репиной, директора ТА «Кариатида», возросло количество жалоб на уровень сервиса в египетских отелях: «Видимо, владельцы вынуждены экономить. Они сокращают персонал, что сказывается на отношении к туристам». Кроме того, период смуты в Египте запомнился скандальными заявлениями о возможном ужесточении норм поведения для туристов. Запреты на алкоголь и открытые купальники остались на уровне разговоров, однако для некоторых клиентов и этого оказалось достаточно – они присматриваются к другим направлениям.
Карибы – в массы
Кстати, в прогнозном рейтинге значительно выросли показатели стран Карибского бассейна. Прежде всего Кубы. Накануне зимы-2012/13 московские турагентства называли эту страну в числе приоритетных направлений чаще, чем год назад (+ 3,6%). Как результат, Куба оказалась в миллиметре от четвертого места в топ-листе предпочтений профессионалов столичного туррынка, уступив Арабским Эмиратам ничтожно мало – всего 0,1% предпочтений. Наряду с Кубой продолжает расти рейтинг Доминиканской Республики (+ 2,3%) и Мексики (+ 1,8%).
Директор подольского туристического агентства «Меридиан-Тур» Анжела Галкина объяснила эту тенденцию тем, что и Египтом, и Таиландом постоянно путешествующие туристы уже пресытились. Естественно, что они обращают внимание на другие страны. Кроме того, спрос подхлестнула конкуренция между туроператорами, в результате которой была существенно снижена ценовая планка на Карибы. Этот фактор считают ключевым большинство участников дополнительного опроса, который в октябре редакция провела в онлайн-журнале HotLine.travel (см. иллюстрацию). Причем пальму первенства в игре на понижение отдают «Библио Глобусу».
И наконец, на популярности карибских направлений, возможно, сказалась еще одна причина. «Потренировавшись» на Гоа и Таиланде, туристы привыкли летать далеко, поэтому 13-часовой перелет в Гавану или Канкун их уже не пугает.
Стабильный интерес
Что еще любопытного в рейтинге? В большинстве своем популярные страны сохранили интерес столичных турагентств на уровне прошлого года. Стабилен рейтинг Мальдив, Вьетнама, Эмиратов, Индии. Хотя как раз Индию некоторые наши собеседники сочли недооцененной. Та же Виктория Репина сообщила, что в ее турагентстве это направление находится на втором месте по популярности после Таиланда. Туристы, по ее словам, все чаще интересуются не просто пляжным отдыхом. Они спрашивают комбинированные туры, включающие посещение достопримечательностей в знаменитом Золотом треугольнике (Дели – Джайпур – Агра), а также интересуются аюрведическими процедурами в Керале.
Менее активно столичные турагенты в этот раз голосовали за Индонезию. Причина, скорее всего, связана со стоимостью отдыха. Значимых распродаж на этом направлении давно не было, по цене Индонезия зачастую проигрывает Таиланду или Вьетнаму, оттягивающему турпоток.
Отрадной тенденцией можно назвать рост интереса к России (+ 1,4%). По словам туроператоров, объективно продажи в этом году идут неплохо, но на голосовании агентов мог сказаться и субъективный фактор. Как считает Сергей Ромашкин, руководитель компании «Дельфин», благодаря активности чиновников, а также обилию информационных поводов, связанных с проведением разного рода спортивных состязаний, отдых в России сейчас на слуху. «Информационный фон способствует продажам», – сделал вывод эксперт. Хотя в целом для московских турагентств продажа туров по России скорее исключение, чем правило, – большинство продолжают ориентироваться на выездной рынок.