Анализируя, как распределяются голоса между туроператорами направления, приходишь к выводу, что рынок здесь еще не устаканился. Время от времени игроки без видимых причин теряют или приобретают значимое количество предпочтений. О некоей неопределенности симпатий столичного рынка также свидетельствует то, что лидеры топ-листа владеют менее чем 20% голосов, а разрыв между «участниками соревнования» невелик.
В этот раз первое место на финише зимы-2011/2012 досталось сразу двум операторам по ОАЭ, Coral Travel и «Натали Турс», каждый из которых получил по 16,6%. В этой паре наиболее стабилен Coral. Перед сезоном его показатели зафиксировались на отметке 16,3%, год назад составили 15,5%. Отношение респондентов опросов «БАНКО» к «Натали Турс» более переменчиво. По итогу 2009–2010 годов она располагала 18,9% предпочтений, в конце 2010–2011 годов на ее счету осталось 12,4%, и вот теперь реабилитация – 16,6%. Обе компании – универсальные операторы, которых не связывают с ОАЭ исторические корни. По отзывам экспертов, их объединяет также лидерство по объемам продаж, причем торгуют они турпакетами, не размениваясь на блоки, используют ключевые авиакомпании. Отличительным признаком нынешних лидеров топ-листа друг от друга является ценовая стратегия. О «Натали Турс» конкуренты отзываются уважительно, Coral критикуют за демпинг. Но, если уж совсем откровенно, тарифные уступки последнего считаются на рынке детским лепетом по сравнению с тем, как ведет себя обладатель третьей строчки рейтинга, «Библио Глобус».
Эксперты высказываются на тему прессинга со стороны «Библио Глобуса» примерно в таком контексте: «Цены этой компании – отдельная песня!» И тем не менее столичные турагентства услышали голос этой компании и пошли за ней. А на выходе еще и одарили предпочтениями – 10,2%, что является для «Библио Глобуса» своеобразным рекордом. Год назад он имел всего 7,8%.
Справедливость на направлении отчасти была восстановлена тем, что, несмотря на зубодробительные цены, «Библио Глобусу» не удалось обойти интеллигентного и аккуратного старожила «Арт-Тур». Помимо безусловно высоких моральных качеств и завидной эрудиции эта компания взяла свою долю рынка продуманными маркетинговыми решениями. Одно из них – приобретение блоков мест в популярных гостиницах в известных курортных зонах ОАЭ. И пока большинство конкурентов скрипели в поисках мест, «Арт-Тур» под- тверждал их, как говорится, на раз-два. Можно утверждать, что такой стиль работы импонирует агентствам, и они с удовольствием называют этого туроператора в числе приоритетных.
По большому счету «Русский Экспресс» тоже имел все шансы отодвинуть «Библио Глобус» на ступеньку ниже. Но в этом сезоне не удалось. По отзывам коллег, «Русский Экспресс» слегка переборщил, взяв много перевозки и сместив акцент со своего привычного позиционирования на более массовый продукт. В ходе сезона компания избавилась от избытка кресел на Air Arabia, с которой летала в Шарджу, чем сберегла свою экономику. По мнению наблюдателей, если в следующем году «Русский Экспресс» вернется к своей нише на ОАЭ, его шансы восстановить показатели годичной давности, а они составляли 11,4%, весьма велики.
Еще один участник топ-листа – ТЕZ Tour. Сейчас он владеет 9,1% предпочтениями столичного рынка. Но коллеги по направлению пока не видят в нем угрозы, препятствия или образца. Только один из экспертов отметил, что компания иногда «опускалась ниже рынка», но вообще… ничем особым не отличилась. Что ж, бывает и такое.
Рейтинг предпочтений сотрудничества
Итог сезона зима-2011/12
№ | Туроператор | Голоса, % | 2010/11 | +/- |
---|---|---|---|---|
1 | Coral Travel | 16,6 | 15,5 | 1,1 |
Натали Турс | 12,4 | 4,2 | ||
2 | Арт-Тур | 12,3 | 8,8 | 3,5 |
3 | Библио Глобус | 10,2 | 7,8 | 2,4 |
4 | TEZ Tour | 9,1 | ||
5 | Русский Экспресс | 6,4 | 11,4 | 5,0 |
Рейтинг подготовлен на основании опроса специалистов 665 турфирм Москвы.
Рейтинг по объемам сделок
Мнение Маргариты Давликановой («Натали Турс»)
1. Натали Турс
2. Coral Travel
3. TEZ Tour
4. Библио Глобус
5. Компания ПАКС
Мнение Дмитрия Арутюнова («Арт-Тур»)
1. Coral Travel, Натали Турс
2. Арт-Тур, Русский Экспресс
3. TEZ Tour