Как банкротство «Трансаэро» отразилось на предпочтениях сотрудничества московских турагентств с туроператорами
Редакция журнала HotLine.travel завершила традиционное исследование популярности направлений туризма и предпочтений сотрудничества турагентств с туроператорами – прогноз на зимний сезон 2015-2016. В этот раз период проведения планового опроса совпал с драматичными событиями вокруг «Трансаэро», поэтому получившиеся рейтинги сильно отличаются от аналогичного исследования годичной давности. С учетом того, что ситуация на рынке нестабильна, мы публикуем таблицы оперативно, ограничившись краткими комментариями.
Напомним, что рейтинги популярности направлений и предпочтений сотрудничества составляются Службой «БАНКО» четыре раза в год – до и после летнего и зимнего туристического сезонов. Согласно методике, в основу прогнозных рейтингов положены результаты телефонного опроса более 600 представителей московских турфирм. Он проводился профессиональными интервьюерами в период с 25 сентября по 14 октября.
Первый вопрос анкеты звучал так: «По каким направлениям туризма вы планируете активно работать в предстоящем сезоне зима 2015-2016?». Сгруппировав и просуммировав ответы, мы составили прогнозный рейтинг популярности зимних направлений туризма на московском рынке.
Направление | Голоса, % | Прогноз на сезон зима 2014-2015, % | Изменение, +/- |
Египет | 29,9 | 21,5 | ▲8,4 |
Таиланд | 26,6 | 26,6 | 0,0 |
Вьетнам | 9,8 | 6,4 | ▲3,4 |
ОАЭ | 6,9 | 6,1 | ▲0,8 |
Доминиканская республика | 6,5 | 11,5 | ▼5,0 |
Индия | 5,6 | 6,1 | ▼0,5 |
Куба | 2,2 | 4,5 | ▼2,3 |
Россия | 2,1 | 1,0 | ▲1,1 |
Мексика | 1,1 | 2,9 | ▼1,8 |
Чехия | 1,1 | 1,4 | ▼0,3 |
Мальдивы | 1,0 | 2,6 | ▼1,6 |
Турция | 1,0 | 0,6 | ▲0,4 |
Таблица подтверждает изменения, происходящие на рынке. В условиях продолжающегося падения платежеспособности туристов, агентства сосредотачиваются на направлениях, которые сочетают сразу несколько важных для потребителей качеств. Это экономичность, отсутствие длительного перелета, наличие теплого моря и необходимого ассортимента отелей. Египет обладает всеми перечисленными качествами. По результатам опроса это направление вышло в лидеры, его назвали почти 30% респондентов. Интересно, что на фоне почти двукратного падения турпотока в Таиланд из России в целом, в рейтингах «БАНКО» эта страна сохранила свою долю голосов московских турагентств. А Вьетнам, предлагающий сопоставимый формат отдыха, впервые поднялся на третье место. Вероятно, это объясняется тем, что на Юго-Восточную Азию сейчас переориентировались турпотоки с других дальнемагистральных направлений. Как видно из таблицы, популярность Доминиканы, Мексики, Кубы и Мальдив заметно снизилась.
Следующий вопрос анкеты звучал так: «Какие туроператоры, по вашему мнению, достойны занять лидирующие позиции в рейтингах предпочтений сотрудничества по названным вами направлениям туризма?».
Ответы на этот вопрос легли в основу рейтингов предпочтений сотрудничества. Они составлены только по странам, которые набрали 100 и более голосов специалистов московских турфирм. За 100% принято общее количество упоминаний туроператоров по рассматриваемым направлениям. Компании расположены в порядке убывания набранных голосов.
Туроператор | Голоса, % | Прогноз на сезон зима 2014-2015, % | Изменение, +/- |
Coral Travel | 22,1 | 25,7 | ▼3,6 |
Пегас Туристик | 19,0 | 21,0 | ▼2,0 |
TEZ Tour | 16,6 | 15,0 | 1,6 |
Библио Глобус | 12,4 | 15,3 | ▼2,9 |
ANEX Tour | 12,0 | 9,0 | ▲3,0 |
Sunmar | 6,3 | 5,7 | ▲0,6 |
TUI | 3,9 | 4,5 | ▼0,6 |
Натали Турс | 3,6 | – | – |
Brisco | 1,4 | 1,1 | ▲0,3 |
НТК Интурист | 1,1 | 1,7 | ▼0,6 |
Troyka | 1,0 | – | – |
Накануне нового зимнего сезона московские агентства расставили туроператоров по Египту примерно в том же порядке, что и годом ранее. Однако индивидуальные котировки компаний изменились. Coral Travel и «Пегас Туристик», возглавляющие рейтинг, в этот раз набрали меньше голосов. Это можно объяснить двумя факторами. Во-первых, Египет остается единственным выездным направлением, где сейчас есть тенденция к росту спроса и эти туроператоры стремятся удерживать цены, увеличивая свою доходность. Во-вторых, часть агентских голосов оттянули на себя другие компании, которые наоборот стремятся перераспределить турпотоки в свою пользу. Это, прежде всего, ANEX Tour, получивший дополнительно 3% предпочтений столичного рынка и вплотную приблизился в рейтинге к «Библио Глобусу». Несмотря на авторитет, завоеванный этим туроператором на египетском направлении, кризисная ситуация вокруг «Трансаэро» сделала свое дело – туроператор недополучил часть голосов, даже несмотря на то, что по итогам переговоров с «Аэрофлотом», продолжавшихся с сентября, получил под свои программы из Москвы борта «Оренбургских авиалиний».
Туроператор | Голоса, % | Прогноз на сезон зима 2014-2015, % | Изменение, +/- |
Coral Travel | 23,0 | 18,5 | ▲4,5 |
Пегас Туристик | 18,4 | 12,1 | ▲6,3 |
TEZ Tour | 16,1 | 16,8 | ▼0,7 |
Библио Глобус | 14,8 | 30,1 | ▼15,3 |
ANEX Tour | 11,6 | 2,3 | ▲9,3 |
Sunmar | 5,5 | 1,9 | ▲3,6 |
Натали Турс | 4,8 | 8,6 | ▼3,8 |
Компания ПАКС | 2,1 | 4,7 | ▼2,6 |
НТК Интурист | 1,3 | 1,8 | ▼0,5 |
Troyka | 1,0 | 2,1 | ▼1,1 |
На тайском направлении перераспределение агентских предпочтений проявилось гораздо сильнее. Рейтинг показывает, что внимание розницы переключилось на Coral, «Пегас», ANEX Tour, имеющих собственную дальнемагистральную перевозку. А туроператоры из пула «Трансаэро»: «Библио Глобус» и «Натали Турс», наоборот, лишились существенной доли предпочтений. В числе партнеров на зиму агенты также рассматривают НТК Интурист, и туроператора «Пакс».
Туроператор | Голоса, % | Прогноз на сезон зима 2014-2015, % | Изменение, +/- |
Пегас Туристик | 23,8 | 15,9 | ▲7,9 |
ANEX Tour | 21,8 | – | – |
Coral Travel | 20,9 | 24,0 | ▼3,1 |
Библио Глобус | 17,2 | 33,7 | ▼16,5 |
Sunmar | 7,4 | – | – |
На вьетнамском направлении также произошло перераспределение голосов розницы в пользу турецких туроператоров. Стоит отметить, что несмотря на уход «Трансаэро» и сокращение перевозки «Вьетнамских авиалиний» из Москвы, на направлении сохраняется высокая конкуренция за турпотоки. Например, ANEX Tour расширил собственные чартеры AZUR Air, впервые организовав рейсы не только в Нячанг, но и в Хошимин. И это сразу позволило туроператору претендовать на лидерство в московском рейтинге – от первого места, которое по результатам голосования турагентств теперь занимает не «Библио Глобус», а «Пегас Туристик», ANEX Tour отделяют всего 2% голосов.
Туроператор | Голоса, % | Прогноз на сезон зима 2014-2015, % | Изменение, +/- |
Coral Travel | 21,6 | 23,1 | ▼1,5 |
Пегас Туристик | 13,4 | – | – |
Библио Глобус | 12,7 | 16,9 | ▼4,2 |
TEZ Tour | 12,0 | 16,0 | ▼4,0 |
Натали Турс | 8,9 | 17,8 | ▼8,9 |
Sunmar | 8,2 | – | – |
ANEX Tour | 7,2 | – | – |
АРТ-ТУР | 3,8 | 4,9 | ▼1,1 |
Как видно из таблицы, расклад сил на этом направлении тоже оказался под влиянием новостей о «Трансаэро». Чтобы не повторяться, отметим, что на эмиратском рынке все более заметна тенденция: внимание агентств больше фокусируется на предложениях поставщиков бюджетного продукта. Об этом говорит появление в рейтинге Sunmar и ANEX Tour, некоторый отток голосов от «АРТ-ТУР», а также отсутствие в таблице нишевых туроператоров – «Русский Экспресс» и «Спейс тревел», сделавших ставку на регулярную перевозку ближневосточных компаний.
Туроператор | Голоса, % | Прогноз на сезон зима 2014-2015, % | Изменение, +/- |
Coral Travel | 21,0 | 18,5 | ▲2,5 |
TEZ Tour | 20,2 | 20,4 | ▼0,2 |
Пегас Туристик | 16,0 | 8,1 | ▲7,9 |
ANEX Tour | 12,3 | – | – |
Библио Глобус | 12,3 | 25,6 | ▼13,3 |
Натали Турс | 6,2 | 17,3 | ▼11,1 |
Sunmar | 5,8 | – | – |
НТК Интурист | 1,6 | – | – |
Рейтинг предпочтений сотрудничества по Доминикане, вероятно, по итогам сезона претерпит большие изменения, так как ситуация на рынке непредсказуемая. Например, на момент проведения этого опроса было известно, что беспосадочные рейсы в Пунта-Кану в рамках контрактов туроператоров с «Трансаэро» гарантированы «Аэрофлотом» на Orenair только до 15 декабря. И только к концу месяца от «Библио Глобуса» появилась информация, что рейсы на «Оренбургских» продлятся до марта.
Прогнозировать, как поведут себя агентства в этой ситуации сложно. Удастся ли «Библио Глобусу» и другим туроператорам из пула «Трансаэро» восстановить свои позиции на этом направлении или ключевые места в рейтинге окончательно закрепятся за турецкими туроператорами, имеющим доступ к сравнительно недорогой чартерной перевозке Nord Wind, неясно.
Туроператор | Голоса, % | Прогноз на сезон зима 2014-2015, % | Изменение, +/- |
Coral Travel | 27,4 | 24,5 | ▲2,9 |
Пегас Туристик | 18,1 | 23,2 | ▼5,1 |
Библио Глобус | 15,5 | 24,1 | ▼8,6 |
ANEX Tour | 12,8 | – | – |
Sunmar | 10,2 | 4,6 | ▲5,6 |
НТК Интурист | 6,2 | – | – |
Туроператор | Голоса, % | Прогноз на сезон зима 2014-2015, % | Изменение, +/- |
TEZ Tour | 26,1 | 18,9 | ▲7,2 |
Coral Travel | 22,1 | 17,5 | ▲4,6 |
Пегас Туристик | 17,6 | 14,9 | ▲2,7 |
Библио Глобус | 11,1 | 19,7 | ▼8,6 |
Натали Турс | 7,0 | 14,9 | ▼7,9 |
ICS Travel Group | 6,5 | 5,7 | ▲0,8 |
На Кубе доминирующую роль всегда играла регулярная перевозка «Аэрофлота» в Гавану, поэтому с уходом «Трансаэро» в рейтинге укрепились не только туроператоры, строившие свои программы на чартерах Nord Wind, но и компании, сотрудничающие с национальным перевозчиком – например, TEZ Tour.
Туроператор | Голоса, % | Прогноз на сезон зима 2014-2015, % | Изменение, +/- |
Coral Travel | 16,9 | 12,2 | ▲4,7 |
Алеан | 16,9 | 17,1 | ▼0,2 |
Дельфин | 10,4 | 14,6 | ▼4,2 |
Библио Глобус | 9,0 | 14,6 | ▼5,6 |
НТК Интурист | 8,5 | – | – |
Мультитур | 5,0 | 11,4 | ▼6,4 |
На рейтинге предпочтений сотрудничества с туроператорами по России стоит остановиться чуть подробнее. Здесь фактор перевозки не имеет определяющего значения, гораздо большую роль играет наличие выгодных контрактов с популярными объектами размещения.
Поэтому явного лидера в таблице нет. Первую строчку по мнению московских агентств делят турецкий Coral Travel и традиционный специалист по России – национальный туроператор «Алеан». Посмотрим, чем закончится это символичное русско-турецкое противостояние.