Любители горных лыж – отдельная каста. На эту тему даже есть короткий анекдот: горнолыжники – люди, которые стараются как можно хуже перезимовать лето. Впрочем, так можно сказать и про сотрудников туроператорских компаний, которые занимаются отправкой этих самых горнолыжников покорять снежные склоны. Им, наверное, тоже хочется, чтобы зима не кончалась, а готовиться к ней они начинают уже практически с весны.
Самотуристы завоевывают склоны?
В опросе, который Служба «БАНКО» ежегодно проводит в преддверии зимы для составления прогнозных горнолыжных рейтингов, на этот раз участвовали менеджеры 438 московских турфирм.
Первый вопрос респондентам касался стран, предпочитаемых любителями горных лыж (таблица 1). Получившийся список в целом аналогичен прошлогоднему. Однако лидеры сезона-2011/12 – Италия, Франция – хоть и остались в верхушке топа, но снизили свои ожидаемые показатели популярности.
Исключение составила Австрия. Она номер один в "листе ожиданий" и получила на 0,3% больше голосов, чем год назад. Италия – на 1,5% меньше, а Франция – на 0,3%. Эти потери можно объяснить, вероятно, ростом числа самотуристов. Изобилие недорогой перевозки в Австрию, Италию и Францию, отличное знание местных трасс и вариантов размещения для многих горнолыжников является весомым аргументом в пользу того, чтобы не прибегать к услугам посредников в лице турагентств.
И действительно, на Вену в этом году поставлено такое количество регулярных рейсов, что, складывается впечатление, что теперь в любую европейскую страну выгоднее всего летать через Австрию – можно найти тариф туда-обратно за 8–9 тысяч рублей. Эксперты, говоря про горнолыжную Австрию, выражаются примерно так: «Это не то место, где можно прийти в поле с комбайном и косить подряд. Это турпродукт штучный, что называется, ручной сборки. Заставить турагентов покупать туры можно только опасными для рынка способами: низкими ценами и повышенными комиссиями. Но Австрия не то направление, где можно набрать оборотных средств».
Третье место в рейтинге горнолыжных предпочтений специалистов московского рынка занимает Андорра. Ее котировка ухудшилась на 0,6%. Туроператоры старались побаловать лыжников привлекательными ценами еще на этапе раннего бронирования. Но рынок Андорры узкий, а игроков на нем все больше,отсюда и потеря голосов турагентов.
Чуть больше "лайков" (+2,3%) получила Болгария, занявшая «авансовое» 5-е место. Судя по всему, турагентства после более чем успешного лета по инерции рассчитывают на повышенный спрос на зимний сезон. Но есть и объективные причины «большой надежды»: бюджетные турпакеты, также устойчивый курс национальной валюты и минимальная инфляция. Это основные козыри страны в соперничестве с альпийскими конкурентами, которые стараются минимизировать расходы клиентов, предлагая недорогое размещение в апартаментах и шале.
Теперь о нижней части таблицы. Шестую строчку занимает Швейцария с прибавкой в 1,1%. Эксперты убеждены, что благодарить надо Swiss – авиакомпания ставит недорогую перевозку в Женеву.
Примерно на прежнем месте осталась горнолыжная Турция – минус 0,2%. Несмотря на открытие нового высокогорного курорта Эрджияс, рассчитанного на 5 тысяч туристов, интерес к горнолыжной Турции особо не изменился.
Замыкает топ-лист Германия. По оценкам некоторых туроператоров, немецкий Гармиш-Партенкирхен входит в двадцатку наиболее продаваемых на российском рынке альпийских курортов. Так что наличие Германии в московском рейтинге вполне оправданно.
Хит-парад топов
Перейдем к сводному топ-листу туроператоров горнолыжного рынка (таблица 2) и парам лидеров по наиболее популярным направлениям (таблица 3).
Максимально количество голосов московских турагентств, как и год назад, достались компаниям, имеющим имидж наиболее универсальных горнолыжных ТО – «Асент Трэвел» и PAC Group. Однако некоторые снижение рейтинга все-таки наблюдается. «Асент» потерял 1,9% . PAC – 1%. Вероятно, это связано с вышеупомянутым общим охлаждением интереса к странам, возглавляющим продуктовую линейку ТО. Разрыв же между самим конкурентами минимальный – всего 0,5%. Годом ранее преимущество «Асента» оценивали на 0, 7% больше.
При этом «Асент» и PAC Group вне конкуренции в рейтинге предпочтений сотрудничества по этим же странам: Австрия, Италия, Франция (см. таблицу 3).
Однако если в прошлом году «Асент» имел первую строчку и по Андорре, то теперь симпатии агентств изменились. В лидеры предпочтений на этом направлении выбились «Натали Турс» и «Время-тур». Участники рынка объясняют успех «Время-тур» в том числе повышенной комиссией в 15% при раннем бронировании и другими бонусами. Ну а «Натали» имеет эксклюзивные контракты на ряд дефицитных отелей.
«Бронзу» в топ-листе занял TEZ Tour, прибавив по сравнению с прошлым сезоном 1,4%. Очевидно, сказалось расширение австрийской географии – помимо Зальцбургерланда TEZ стал предлагать девять комфортабельных курортов Тироля.
Таким образом TEZ удалось потеснить прошлогоднего «призера» TT VKO, вошедшего сейчас в TUI Russia & CIS. TUI переместился с третьего на 6-е место, недополучив 2,7% авансовых симпатий. Отрицательную динамику наблюдатели объясняют более поздним, чем у основных конкурентов выставлением цен на турпакеты. В условиях растущей конкуренции этого оказалось достаточно, чтобы позиции в «листе ожиданий» снизились. Впрочем, эксперты признают силу международного концерна в горнолыжном сегменте, и не исключают, что по итогам зимы компания поднимется в рейтинге.
Четвертую-пятую строчку в общем рейтинге поделили «Санрайз Тур» и «Джет Тревел», сохранив при этом прежние позиции: ни авансов, ни разочарований. Ну что же, недаром говорят, стабильность – признак мастерства.
В целом по рейтингу можно отметить уверенный рост симпатий к компаниям «Эрцог» и Coral Travel – плюс 1,8 и 2,9% соответственно. По всей видимости, основной причиной спурта стал верный расчет на курорты Австрии (напомним, что это страна № 1 в рейтинге направлений, см. таблицу 1), Андорры, Франции и Италии.
«Эрцог», по словам, наблюдателей, традиционно набирает предпочтения за счет работы по Франции. И если некоторое время назад компанию упрекали в ограниченной географии, то накануне этого сезона турагенты, наоборот, поддержали компанию. Видимо, узкая специализация в данном случае служит синонимом гарантии качества и профессионализма.
Кстати, характерно, что в топ-лист туроператоров горнолыжного рынка вошли и игроки с небольшим контингентом направлений, куда входят одна-две страны.
Один из прошлогодних лидеров симпатий турагентств – «Балкан Экспресс», реализующий горнолыжные курорты Болгарии, вообще покинул рейтинг. Эти рейтинговые очки, вероятно, поделили между собой «Солвекс-Трэвэл», TUI и ICS Travel Group, прибавив, в среднем, по 1% турагентских «лайков».
Методика
Как считаются некоммерческие рейтинги «БАНКО»
Рейтинги, подготовленные Службой «БАНКО» в качестве прогноза на сезон зима-2012/13, основаны на опросе топ-менеджеров 438 московских туркомпаний. Анкетирование осуществлялось по репрезентативной выборке методом случайного отбора из базы данных «БАНКО», содержащей сведения о более чем 5 тыс. турфирм столицы.
Первый вопрос анкеты звучал следующим образом: «По каким горнолыжным направлениям туризма вы планируете наиболее активно работать в сезоне зима-2012/13?». В результате составлен рейтинг популярности направлений.
Сводный топ-лист туроператоров горнолыжного рынка (таблица 2) и пары лидеров по наиболее популярным направлениям (таблица 3) составлены из ответов на вопрос: «С кем из ТО вы планируете наиболее активно сотрудничать в сезоне зима-2012/13 по названным вами горнолыжным направлениям туризма?»
На основе полученных данных составлены рейтинги предпочтений сотрудничества по первым трем странам, которые заняли высшие позиции в таблице популярности направлений, набрав 100 и более голосов специалистов московских турфирм.
Компании, получившие десять и более голосов, расположены в них в порядке убывания набранных голосов. За 100% принято общее количество упоминаний туроператоров по рассматриваемым направлениям.
Таблица 1. Рейтинг популярности направлений туризма
(прогноз на сезон зима-2012/13)
Туроператор | Прогноз на сезон зима-2012/13, % | Итог сезона зима-2011/12, % | Изменение, +/- | Прогноз на сезон зима-2011/12, % | Изменение, +/- |
---|---|---|---|---|---|
Австрия | 30,2 | 33,3 | 3,1 | 29,9 | 0,3 |
Италия | 18,8 | 21,1 | 2,3 | 20,3 | 1,5 |
Андорра | 16,4 | 15,2 | 1,2 | 17,0 | 0,6 |
Франция | 14,7 | 15,0 | 0,3 | 15,0 | 0,3 |
Болгария | 9,2 | 7,5 | 1,7 | 6,9 | 2,3 |
Швейцария | 5,2 | 3,7 | 1,5 | 4,1 | 1,1 |
Турция | 1,0 | 0,3 | 0,7 | 1,2 | 0,2 |
Германия | 0,9 | 0,7 | 0,2 | 1,2 | 0,3 |
В таблице представлен рейтинг популярности горнолыжных направлений, подготовленный в качестве прогноза на сезон зима-2012/13. Данные получены в ходе опроса топ-менеджеров 438 турфирм Москвы, называющих горнолыжный вид туризма в числе своих приоритетов. Он приводится в сравнении с прогнозом на сезон зима-2011/12. Репрезентативные выборки составлены на основе базы данных Службы "БАНКО". За 100% было принято общее количество упоминаний всех направлений.
Таблица 2. Топ-лист: туроператоры горнолыжного рынка
(прогноз на сезон зима-2012/13)
Туроператор | Голоса, % * | Направления ** |
---|---|---|
Асент Трэвел | 18,9 | Австрия, Италия, Андорра, Франция, Швейцария |
PAC Group | 18,4 | Италия, Австрия, Франция, Андорра, Швейцария |
TEZ Tour | 7,5 | Австрия, Андорра, Болгария, Италия |
Санрайз Тур | 6,9 | Австрия, Италия |
Джет Тревел | 6,2 | Франция, Австрия, Швейцария, Италия |
TUI | 5,8 | Андорра, Болгария, Австрия, Италия, Франция |
Эрцог | 5,4 | Австрия, Франция, Италия |
Натали Турс | 5,0 | Андорра, Италия |
Coral Travel | 4,0 | Андорра, Австрия |
Время-тур | 3,7 | Андорра |
Солвекс-Трэвэл | 2,8 | Болгария |
ICS Travel Group | 1,8 - 2,0 * | Болгария, Австрия |
Данко Трэвел Компани |
| Италия |
Русский Экспресс | 1,6 | Франция |
DSBW-Tours-Континент | 1,0 - 1,2 * | Италия |
Дельта интерконтиненталь групп |
| Болгария |
НТК Интурист |
| Болгария, Австрия |
Топ-лист туроператоров горнолыжного рынка составлен в результате опроса топ-менеджеров 438 турфирм Москвы, имеющих практику продаж горнолыжных туров. Голоса, набранные турфирмами по всем горнолыжным направлениям, суммировались. За 100% было принято общее количество упоминаний туроператоров по всем направлениям. 17 компаний, набравших в сумме наибольшее количество голосов, представлены в таблице с указанием направлений, по которым они получили значимое количество голосов. Шрифтом выделены направления в рейтинге, по которым туроператор занял 1-е или 2-е место.
* См. Методику
** Направления, по которым туроператор получил значимое количество голосов
Таблица 3. Туроператоры-лидеры рейтингов предпочтений сотрудничества по наиболее популярным направлениям горнолыжного туризма
(прогноз на сезон зима-2012/13)
Туроператор / Направление | Голоса, % * |
---|---|
Австрия |
|
Асент Трэвел | 24,1 |
PAC Group | 18,3 |
Италия |
|
PAC Group | 33,9 |
Асент Трэвел | 27,1 |
Андорра |
|
Натали Турс | 22,9 |
Время-тур | 19,8 |
Франция |
|
PAC Group | 37,9 |
Джет Тревел | 16,9 |
Болгария |
|
Солвекс-Трэвэл | 26,6 |
TUI | 14,9 |
ICS Travel Group | 14,3 |
Швейцария |
|
Джет Тревел | 35,8 |
Асент Трэвел | 30,2 |
Данный рейтинг получен в результате опроса топ-менеджеров 438 московских компаний, имеющих практику продаж горнолыжных туров. Репрезентативная выборка составлена на основе базы данных Службы "БАНКО". За 100% было принято общее количество упоминаний туроператоров по каждому рассматриваемому направлению. В таблицу включены туроператоры, занявшие 1-е и 2-е места по каждому из направлений.