Вокруг «Трансаэро» сложились два противоборствующих лагеря, от исхода борьбы зависит судьба турбизнеса
Эта неделя, возможно, станет решающей для «Трансаэро». Вокруг нее сформировались два противоборствующих блока, каждый из которых преследует свои цели, связанные с перевозчиком. Турбизнесу остается только ожидать, чья возьмет. И от этого зависит его собственное будущее.
К чему клонит блок «Аэрофлота»?
Первый лагерь – блок «Аэрофлота», стремится как можно скорее вывести из игры бренд и самолеты «Трансаэро», объясняя это необходимостью сократить расходы по обеспечению полетов проблемной авиакомпании, которая стала к тому же небезопасной.
При этом нацперевозчик, являющийся госкорпорацией, всячески пытается переложить финансовое бремя на коммерсантов. Он давит на участников авиарынка, чтобы они брали ответственность на себя по возвратам при аннуляция билетов. Вчера пресс-служба «Аэрофлота» недвусмысленно дала понять это агентам авиакомпании. Можно ожидать аналогичного прессинга и в отношении прямых участников турбизнеса, в частности, крупнейшего заказчика Трансаэро – туроператора «Библио Глобус».
Поскольку лобби «Аэрофлота» – одно из самых влиятельных в правительстве, линию госкорпорации поддерживают чиновники в Минтрансе. Административный ресурс поощряет, как будто бы принятые добровольно, решения S7, «Уральских Авиалиний», «ВИМ-Авиа», «ЮТэйр» безвозмездно рассаживать пассажиров с билетами «Трансаэро» на свои рейсы. Полезность такого шага для потребителей вызывает у экспертов вопросы, поскольку хаотичная дозагрузка свободных мест может усилить неразбериху. Зато затраты «Аэрофлота» на тех пассажиров, которые улетят этими крыльями, будут нулевыми.
К лагерю нацперевозчика относится часть банков-кредиторов «Трансаэро». Например, «Сбербанк». Задолженность проблемной авиакомпании перед ним оценивается в небольшую относительно других сумму – 6 млрд рублей (не считая задолженности по финансовому лизингу). По мнению экспертов, такие деньги сопоставимы с размером предоплаты «Библио Глобуса», зависшей в «Трансаэро». При этом «Сбербанк» своими информационными вбросами моделирует будущее в пользу того сценария, который интересен «Аэрофлоту». Например, недавно он заявил, что готов устроить распродажу самолетов «Трансаэро».
Во всей этой истории «Аэрофлот» позиционируется как спасатель. Однако он явно рассчитывает, что геройство принесет ему очевидные выгоды. Он планирует получить 35 бортов из парка «Трансаэро», что должно компенсировать убытки на «санацию» бывшего заклятого конкурента.
С уходом «Трансаэро» нацперевозчик еще более усиливает свои монопольные позиции на рынке, где ранее он контролировал ни много ни мало – 45%. Уже сейчас авиакомпания ведет загрузку своих самолетов более эффективно, чем год назад. А ее акции в день объявления об отказе от оферты с «Трансаэро» подскочили на 9% и продолжают неуклонно расти. Вчера стало известно, что один из крупнейших в мире инвестиционных банков Goldman Sachs снова добавил бумаги «Аэрофлота» в ТОП-список на покупку в регионе CEEMEA, оценивая их, как наиболее привлекательные в настоящее время.
Чего хотят коммерческие кредиторы?
Другой блок формируют коммерческие банки-кредиторы «Трансаэро». Они не оставляют идеи создать новую авиакомпанию с новыми владельцами на базе авиапарка будущего банкрота. Главным организатором пула выступает «Внешэкономбанк», который выдал «Трансаэро» самый большой кредит – 12,7 млрд рублей. Глава ВЭБ Владимир Дмитриев ежедневно ведет переговоры с партнерами для осуществления этого плана.
Получив господдержку, банки готовы даже взять на себя часть обязательств по транспортировке пассажиров и обеспечению пассажиропотока. 6 октября Федеральная антимонопольная служба, по сообщению «Интерфакса», поддержала идею создания новой авиакомпании на базе «Трансаэро». «Надо сохранять конкуренцию, чтобы она не ушла», – сказал в интервью информагентству глава ведомства Игорь Артемьев.
По оценкам наблюдателей, создание новой авиакомпании выгодно для турбизнеса. «Аэрофлот» уже сейчас диктует участникам отрасли свои условия, идущие вразрез их договорным обязательствам. Что же будет, если противовесов нацперевозчику не останется? Есть и еще один важный аргумент: новой авиакомпании потребуется загрузка, и ее владельцы будут искать понимания у турбизнеса, что повысит шансы на то, что текущая ситуация будет решена без ущерба для участников рынка.
Впрочем, главным фактором, возможно, станет время. «Аэрофлот» здесь и сейчас активно лоббирует свои интересы, а управляемый им административный ресурс использует каждую ситуацию для укрепления позиции нацперевозчика. Например, сегодня, казалось бы, рядовое ЧП с задержкой рейса «Трансаэро», немедленно привлекло внимание транспортной прокураторы. Это еще раз подтверждает: «дело» провинившегося перевозчика пополняется доказательной базой для единственно верного вывода – необходимо немедленно вычеркнуть его из списка живых, причем, как можно скорее.
Так что, если банки быстро не договорятся, для них попросту не останется турпотоков, пока с трудом удерживаемых теми участниками турбизнеса, которые делали ставки на перевозку «Трансаэро».