У нас в регионе есть международный аэропорт Бегишево, расположенный между Набережными Челнами и Нижнекамском. Но его потенциал практически не используется: летом оттуда запускают Ту-154 с частотой полетов раз в 10 дней на Анталью, однако цены в два-три раза выше, чем обычно у чартеров. В прошлом году «Пегас» поставил рейс из Уфы в Турцию, и 80% всех наших туристов летали этими бортами (а до Уфы от нас – 300 км). И зверски обидно иметь свой международный аэропорт, но ехать в другой город. В Казани похожая история: объем чартерной перевозки ограничен, а тарифы завышенные.
Подпись: «Доктор»
Главный камень преткновения эксперты видят в политике местной авиакомпании «Татарстан», которая находится под протекторатом республиканских властей и, по словам туроператоров, «фактически монополизировала рынок». Помимо этого перевозчика рейсы из Казани выполняют «Сибирь» и Lufthansa, но география их полетов ограничена и не включает наиболее популярные туристические направления – Турцию, Египет. А из Бегишево, центрального аэропорта Закамской Татарии, и вовсе летает только а/к «Татарстан». При этом стоимость ее билетов в Анталью составляет как минимум $300. Для сравнения: из Москвы на тот же курорт можно долететь за $150–190. Как считают игроки туррынка, дороговизна перевозки – основная причина, по которой местные туристы предпочитают прямым рейсам «кривые»: летом из Казани за рубеж через Москву отправляется до 60% турпотока, а зимой – до 80, поскольку чартерных рейсов из региона в это время организуется еще меньше.
Есть и другая проблема: авиапарк а/к «Татарстан» состоит из старых Ту-154 и Як-42, и в Министерстве по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, в ведении которого находится туризм, не отрицают, что последнее время перевозчик часто испытывает технические проблемы, приводящие к задержкам рейсов. Специалисты турфирм полагают, что посредством высоких тарифов он просто «защищает ресурс своих бортов», то есть пытается выжать из ветшающего парка максимум, хотя удовлетворить запросы рынка не может. В итоге страдает весь регион. «Мы дважды безуспешно пытались поднять рейсы в Испанию, – рассказывает Виктор Степанцов, директор «Казань-Интур». – Авиакомпания предлагает такие условия, которые отпугивают людей. Я понимаю: ей проще и выгоднее курсировать по маршруту Казань – Москва, а на большинстве туристических направлений искусственно создавать чартерный вакуум».
Впрочем, позиции «Татарстана» на высокодоходной московской трассе сильно пошатнулись с приходом а/к «Сибирь», которая начала работать в Казани в начале зимнего сезона-2004/05. Она сразу предложила билеты по 700–800 рублей, тогда как ранее местный перевозчик продавал их по цене от 3500 рублей и выше. Естественно, «Татарстану» пришлось пересмотреть свою ценовую политику. «Мои надежды связаны с тем, что «Сибирь» начнет летать от нас и за рубеж, – заявил генеральный директор «Компаньон СП» Сергей Пасечник. – До дефолта 1998 года в Турцию из Казани поднимали борта четыре авиакомпании, в том числе Turkish Airlines и IDF. Должна и сейчас, наконец, появиться какая-то альтернатива «Татарстану».
Некоторые руководители уверяют, что свободная конкуренция и расширение географии маршрутов способны увеличить объем перевозки из Татарстана в «геометрической прогрессии». И местному перевозчику вряд ли удастся долго сдерживать этот процесс: в регион начинают внедряться московские туроператоры. Кто-то из них стремится заручиться поддержкой татарского авиамонополиста, кто-то пытается вывести на рынок других перевозчиков.
Так, в летнем сезоне 2005 г. «Дип Тур» поднимает два рейса в неделю на лайнерах а/к «Татарстан» из Бегишево на Анталью. А «Пегас Туристик» ведет переговоры с республиканскими властями о запуске чартерной цепочки на тот же турецкий курорт из Казани. По предварительной информации, если стороны найдут общий язык, «Пегас» может вывести на рынок «боинг», и кресло у него будет стоить $225–250. Интересно, что, как говорит Алексей Диков, директор туристической компании «Росан» из соседней Уфы, появление московского оператора в Башкирии сделало рынок чартерной перевозки более цивилизованным.