Туристический рынок труда через год после банкротств. Кто куда ушел? Кого ищут? Кто не нужен?
После банкротств 2014 г. в отрасли девальвировались многие ценности. В том числе интеллектуальный ресурс, который всегда считался главным и зачастую единственным активом любой турфирмы. А как иначе? Из одной только «Невы» ушли на поиски работы порядка 300 человек в Санкт-Петербурге и около 130 – в Москве. Вскоре отраслевую биржу труда пополнили человек 300 из «Лабиринта» – и поехало... Согласно экспертным оценкам, после всех туроператорских крахов потеряли работу не менее полутора тысяч человек. И это на фоне повсеместного снижения клиентской активности. Естественно, резко подешевели мозги менеджеров, рабочие руки бронировщиков, ноги курьеров etc.
Как и где устроились сотрудники закрывшихся компаний? Какова в итоге общая конъюнктура на туристическом рынке труда: кого сейчас хотят работодатели и сколько готовы платить? Какие личностные качества повышают шансы на трудоустройство и почему люди с большим опытом работы проваливают одно собеседование за другим?
Менеджеров «Невы» разобрали за час
Если говорить о сотрудниках банкротов, то проще всего было найти работу людям из «Невы», особенно рядовым и среднему звену. После этого краха – самого первого – в отрасли еще не было ощущения катастрофы, никто не предвидел дальнейших ЧП. Многие надеялись поделить между собой наследство брендового туроператора, и в том числе кадровое (плюс его долю рынка, естественно). «Тем более что «Нева» всегда славилась высоким профессионализмом персонала и низкими зарплатами, – говорит Светлана Дроздова, в прошлом заместитель директора московского офиса компании. – Менеджеров по продажам и сотрудников кол-центра разобрали в течение нескольких часов после объявления об остановке бизнеса компании. Руководителям отделов и топ-менеджерам понадобилось больше времени на поиск новой работы. Но все, кто хотел, вновь нашел себе применение в туризме. Причем изначально все устраивались без потери в деньгах и в статусе».
Действительно, в «Неве» люди не шиковали даже в хорошие времена, об этом мы можем судить по неофициальным комментариям бывших сотрудников. Например, менеджер по продажам получал фиксированный оклад 17 тыс. руб. плюс бонус по системе KPI – в среднем получалось порядка 30 тыс. в месяц. Впрочем, верхнюю планку можно было повышать, поскольку фирма обеспечивала большое количество клиентских обращений. У менеджеров агентского отдела (позиция на ступень выше) оклад был 20 тыс. руб., с процентами от продаж в месяц выходило порядка 40 тыс. – для тех, кто не бил рекордов. Начальники отделов зарабатывали от 60 до 70 тысяч в месяц, без всяких бонусов. Зато все, кому это было надо по работе, выезжали за границу – это считалось не бонусом, а должностной обязанностью. Необычная деталь: если у менеджера по продажам падали показатели, его собеседовали и тестировали HR и психолог, искали причину:
что это: профессиональное выгорание или же человеку надо лучше изучить продукт? Когда подтверждался второй диагноз, менеджера отправляли в ознакомительный тур.
(Психологи, эйчары... В туризме это считалось сумасшедшей роскошью даже в докризисные времена.)
Проследить профессиональный путь сотен рядовых из «Невы» – задача нереальная. Поэтому скажем о нескольких известных персоналиях.
В частности, Светлана Дроздова сейчас работает директором по продажам в московском офисе компании «Вест Тревел» (штаб-квартира в Санкт-Петербурге, специализация – экскурсионные туры, круизы, паромы, прием в Питере).
Светлана Морева, которая возглавляла в московской «Неве» направления Болгария, Таиланд, Вьетнам, трудится на аналогичной позиции в BTA Travel. Там же – Гаяне Сафарова, развивает Турцию и Египет, как и в «Неве». Несколько бывших сотрудников «Невы» замечены в «Русском Экспрессе» – в том числе Ольга Старовойтова, работает по своему прежнему профилю (перевозка). Юрист Вадим Васильев ушел в «Трансаэро Турс». Кто-то осел в DSBW Tours, Coral Travel, Sunmar, в других компаниях.
Необходимо отметить: если даже изначально люди из «Невы» устраивались на новые должности без понижения финансовой планки, то впоследствии, когда туризм погряз в кризисе, их система мотивации наверняка была скорректирована в соответствии с общей конъюнктурой отрасли.
Батальон из «Лабиринта»
Когда оказались в свободном полете сотрудники «Лабиринта» – целый батальон! – рынок уже пребывал в шоке, клиентский спрос день за днем обновлял новые исторические минимумы. Спрос на персонал, соответственно, тоже.
Так что лабиринтовцам пришлось непросто, процесс трудоустройства растянулся во времени. Впрочем, люди это закаленные: условия работы в закрывшейся компании были, судя по всему, достаточно суровые. Чего стоят хотя бы две рабочие субботы ежемесячно – в обязательном порядке. Высокая ответственность, то есть моральная нагрузка. Что касается заработков, то в этом плане все было очень индивидуально.
Человек, чья должность называлась «менеджер», мог получать и 18 тыс. руб., и 50 – все зависело и от квалификации, и от истории отношений с компанией, и от многих других факторов.
Начальники отделов, как говорят инсайдеры, могли получать 50–90 тыс. руб. – без бонусов (хотя бонусы могли у кого-то и быть, но негласные). Самые топы, по мнению бывших коллег, имели систему мотивации с премиальными, зависевшими от результатов деятельности компании.
«В целом зарплаты в «Лабиринте» были выше среднего уровня», – считает Ольга Войкина, бывший начальник департамента Хорватия и Черногория. «Да нет, средние. Или совсем чуть-чуть выше», – полагает экс-директор по туризму Константин Горин.
«Я могу сказать, что мотивация персонала была очень продуманная, с разными вариантами – градация по стажу, по типу работы, я сам приложил руку к формированию этой системы, описание которой занимало два или три листа, – говорит Сергей Михайлов, бывший исполнительный директор «Лабиринта». – И скажу без ложной скромности, у нас была отличная команда. Другой вопрос, куда завели нас наши новые хозяева... Но сотрудникам я хочу передать огромный привет, сказать спасибо за то, что они были и есть».
Большая группа лабиринтовцев (менеджеры из отдела бронирования, кол-центра, билетного отдела) пришла в Coral Travel, хотя не все в итоге там задержались. Несколько человек поступили в ANEX Tour, в том числе руководитель болгарского направления Марина Казанцева.
Ольга Войкина сейчас менеджер по развитию в России, странах СНГ и Балтии эмиратской компании Planet Travel&Tours.
Анна Черепова, которая в «Лабиринте» вела Египет, некоторое время проработала в Brisko, недавно ушла (в неизвестном пока направлении).
Дмитрий Черепов – он руководил турецким направлением – сейчас занимается проектом «Ателика».
Константин Горин – коммерческий директор в «Амботис Турс», с ним еще пять лабиринтовцев разного профиля – транспортники, маркетолог, специалист по Азии, по работе с агентствами.
Сергей Михайлов и еще человек семь из «Лабиринта» ушли в компанию «Евразия Групп», от которой ждали прорыва по Финляндии, поскольку этим направлением г-н Михайлов исторически занимался в предыдущем проекте. Сейчас от семерых осталось четверо. Показательно, что все сменили профили – занимаются сейчас детским отдыхом в России (но Финляндия – в планах на зиму).
Из Прибалтики – в пенсионный фонд
Надо сказать, что и Сергей Михайлов, и Константин Горин, и многие другие топ-менеджеры «Лабиринта» стараются поменьше общаться с прессой, не распространяются о своих бывших коллегах – считают, что могут навредить себе и другим. Когда знаковые люди из обанкротившихся турфирм всплывают в каком-то проекте, его часто объявляют «наследником «Лабиринта» («Южного Креста», «Версы» и др.), и эта тема начинает активно муссироваться в соцсетях и на профессиональных форумах. «В «Евразии Групп» я – наемный сотрудник», – подчеркивает Сергей Михайлов.
Из той же серии: когда в Санкт-Петербурге открылась компания «Версия», где трудоустроилась часть сотрудников «Версы», на рынке поднялся шум. Мол, как же так, «на наши деньги из фонда «Турпомощи» людей из-за границы вывезли, и уже снова вернулись в бизнес»! Марина Левченко, учредитель и владелец компании «Тари-Тур», которая открыла «Версию» и действительно приняла на работу нескольких сотрудников «Версы», давала подробные разъяснения корреспонденту HotLine.Travel.
Похожая история была с проектом Discovery Club, участие в котором приписывают Марине Борисовской (одна из учредителей «Южного Креста») и еще группе ее коллег, в частности, Сергею Михалеву, который в ЮК был начальном юротдела.
«Тяжело нам, – сказала в интервью HotLine.Travel Марина Самородская, бывший директор по туризму «Версы». –
Мы еще не отошли от того, что случилось. И рынок не отошел. Поэтому я не называю имена своих коллег, пусть каждый говорит за себя, если считает нужным».
Как известно, сама Марина Самородская и еще 14 человек из «Версы» еще в октябре поступили на работу в небольшую питерскую компанию «Премьера Тур». Сейчас от этой команды в проекте остались 6 сотрудников – специалисты по Италии, Испании, Черногории, Чехии. «Люди уходили просто потому, что не нашли себе применения в связи с падающей активностью на рынке в целом, – комментирует Марина. – Например, визовый отдел как таковой оказался не востребован, нет такой нагрузки, менеджеры направлений сами справляются. Прибалтика потеряла актуальность для клиентов, и наши специалисты по этой стране ушли работать в Пенсионный фонд. Вообще когда закрылась «Верса», рынок труда был уже перенасыщен, многим пришлось идти на меньшие деньги – я знаю людей, у которых доходы сократились в пять раз. А кто-то до сих пор на бирже труда стоит, принципиально не хочет соглашаться на низкие зарплаты и статусы».
Надо отметить, что при общей депрессии на рынке в козырном положении оказались специалисты по России. Они устраивались легко, а кто-то открыл собственный бизнес. Это Станислав Берианидзе – бывший топ-менеджер «Солвекс-Турне», который 17 лет занимался приемом в Санкт-Петербурге. Своей компании Станислав дал яркое название – «Ленинград», в штате у него восемь человек, в основном это бывшие сотрудники «Солвекс-Турне».
...
Кого еще упомянуть?
Впрочем, всех в этой публикации не перечислишь. Если кто-то сам хочет заявить о своем новом месте работы – пожалуйста, пишите в комментариях. Ждем.
А пока – некоторые общие выводы о том, как изменился климат на туристическом рынке труда в результате колоссального выброса кадров годичной давности.
Продолжение следует. Следите за обновлениями на HotLine.Travel