Эксперты российского турбизнеса о причинах кризиса мирового гиганта и их системности
Крах старейшего туроператора Thomas Cook заставил многих содрогнуться: если даже такой мощный концерн не выдержал конкуренции, что уж говорить о других туроператорах. В чем причина проблем Thomas Cook? И можно ли говорить, что классические туроператоры повторят судьбу мирового гиганта? Редакция предложила топ-менеджерам российских компаний прокомментировать ситуацию и поделиться выводами.
Он стал просто не нужен?
Точную причину банкротства того или иного туроператора, не зная деталей его работы, по горячим следам определить практически невозможно. Тем не менее лидирующей всегда становится одна и та же версия: классическая модель туроперейтинга себя изжила. Мол, всё больше людей бронирует отдых самостоятельно и онлайн. Так произошло и в случае с Thomas Cook. По заявлению представителя британского правительства, в то время как компания продолжала продавать туры по каталогам, все остальные уже давно перешли на штрих-коды.
Эксперты из числа руководителей туроператорских компаний России, которым корреспондент HotLine.travel дозвонился 23 сентября, такой точки зрения не разделяют. Гендиректор туроператора ICS Travel Group Дмитрий Шевченко призвал обратить внимание на количество клиентов Thomas Cook: помощь потребуется 600 тысячам туристов, а значит, услуги туроператора были востребованы. «Массовый сегмент – это большая индустрия отдыха, в ней еще долгое время будут туроператоры, работающие по видоизмененным, но классическим схемам. Особенно если речь идет о туроператоре полного цикла», – объяснил эксперт.
При этом туроператоров и турагентов, по его мнению, хоронить еще рано: «Надо меняться – да, будут ли еще банкротства – да, но это не значит, что туроператорский рынок уходит в небытие, как и турагентский. Доля онлайна растет, но по-прежнему не является определяющей. Клиенту при подборе отдыха сегодня всё еще нужно много консалтинга, поэтому роль турагентств для современного туроператора еще очень долго будет важна», – резюмировал Шевченко.
Кончились деньги
По мнению экспертов, к печальному финалу Thomas Cook могли подвести целый ряд факторов. Эта и неправильная оценка рисков на ключевых направлениях выездного туризма, где спрос существенно просел. И ошибки в выборе компаний для инвестирования (напомним, в 2007 году Thomas Cook поглотил своего главного конкурента – MyTravel, что ухудшило финансовые показатели. – Ред.).
Управляющий партнер ClickVoyage Наталья Головленкова: «Мы видим, что в случае Thomas Cook огромные суммы отрицательного капитала скапливались в течение длительного периода и в момент снижения спроса кассовый разрыв потребовал новых финансовых вливаний. Для себя мы должны сделать очень простой вывод – не работать в минус. Клиента надо завлекать не низкой ценой, а качеством продукта и сервиса. Ведь и в российском туризме много случаев, когда компании, участвуя в демпинге стараются захватить большую долю рынка в надежде заработать в будущем. А на следующий год выходит новый игрок, который начинает демпинговать и уводит клиентов у первого».
«Мне кажется, главное здесь – неправильная стратегия глобального доминирования на рынке. Она подразумевает постоянное поглощение компаний, осваивание новых рынков, присутствие на глобальных рынках роста. Thomas Cook мог банально надорваться, инвестируя деньги направо и налево. После чего в нужный момент у него перестало хватать операционного бюджета. Великан решил съесть больше, чем мог переварить, и упал. Это случается и на рынке автомобилей, и авиакомпаний – там к этому привыкли», – считает Дмитрий Шевченко.
Пал, словно Римская империя
Еще одну аналогию провел гендиректор «АРТ-ТУР» Дмитрий Арутюнов. По его словам, Thomas Cook пал, словно Римская империя, под грузом гигантского веса своего бизнеса, так и не выдержав испытания на управляемость и не сумев подстроиться под стремительно трансформирующийся рынок. «К сожалению, громоздким механизмам, привыкшим оперировать в системе координат чартерных программ и огромных выкупленных блоков в отелях, трудно приспособиться к меняющимся реалиям бизнеса. Я тоже периодически удерживаю свою компанию от «ускоренного» роста. Сервисная компания чрезмерно большого размера трудно управляема и тяжело адаптируема к изменению рынка. Колоссы нашего бизнеса зачастую бывают на глиняных ногах», – считает Дмитрий Арутюнов.
Привычные способы не работают
Какие выводы должны извлечь для себя участники организованного рынка туруслуг в России? Завершить эту подборку мнений можно, пожалуй, словами Яны Муромовой, замгендиректора ANEX Tour: «На основе опыта других важно сделать свои наблюдения. А именно то, что туроператорский бизнес и его рентабельность изменились. Сейчас эффективно не работают привычные и опробованные ранее способы ценообразования и продвижения. Кроме того, ежегодно усиливаются законодательное бремя и финансовая ответственность, которые накладываются на туроператоров. Идеального решения нет, нужно пробовать новые рычаги и каналы на основе глубокого анализа и прогнозирования рисков».