Кто поможет другим сетям ТА?
Из разных источников в Службу «БАНКО» поступает информация о том, что от краха ТО «Лабиринт» серьезно пострадали сети турагентств, имеющие собственные расчетные центры, а также различные так называемые ЕРЦ – консолидаторы платежей. По оценкам экспертов, в некоторых случаях потери превышают 40–50 млн рублей. Но в самих розничных объединениях называют куда более скромные цифры или вообще отказываются приводить данные потерь.
Наиболее полные на сегодня сведения предоставила сеть ТА «Горячие туры». Входящее в ее структуру ООО «Единый Расчетный Центр» («ЕРЦ») продавало турпродукт, сформированный иностранной принимающей компанией «Лабиринта», и после банкротства последнего была вынуждена прибегнуть к услугам своего страховщика. В совместном пресс-релизе «Горячих туров» и ERV («Европейское Туристическое Страхование») говорится о начале приема ERV с 11 августа заявлений от клиентов ООО «Единый Расчетный Центр», сообщившего о частичном неисполнении обязательств по договорам о реализации турпродукта. Как пояснила гендиректор «Горячих туров» Светлана Макарова, формулировка «частичное неисполнение» означает, что проблемы возникли только с турами «Лабиринта», сотрудничество с другими туроператорами продолжается, о приостановке деятельности расчетного центра сети речи не идет. Кроме того, ООО «Единый Расчетный Центр» и «Горячие туры» являются независимыми юридическими лицами. «Сложившаяся ситуация не отразится на деятельности сети турагентств», – заверила она.
«ООО «Единый Расчетный Центр» состоит в Федеральном реестре туроператоров на основании п. 4.1 Закона «Об основах туристской деятельности» как юрлицо, реализующее турпродукт, сформированный на территории другого государства», – говорит Светлана Макарова. Именно это позволяет «ЕРЦ» воспользоваться механизмом фингарантий. Всего было продано 452 турпакета, созданных принимающей «Лабиринта», с датами вылета после 2 августа, глубина продаж – до 9 января 2015 года. Число пострадавших оценивается примерно в 1100 человек. «Мы ждем от «ЕРЦ» реестра с уточненным количеством туристов, которым полагаются выплаты», – рассказала замгендиректора ERV Юлия Алчеева. Финансовая гарантия «ЕРЦ» составляет 30 млн рублей, и, по предварительным подсчетам, этой суммы должно хватить на возмещение.
Заметим – перспективы возмещения в рамках фингарантий при продаже туров другого производителя далеко не однозначны. Уже были прецеденты, когда страховщики отказывали в выплатах на том основании, что такая деятельность – «маскировка» под туроператорскую. Так, клиенты санкт-петербургского «СМП» («Магазина хороших и честных путевок») не могли добиться компенсаций от страховой компании «МСК», а ранее аналогичные проблемы возникли с СК «Ариадна» у пострадавших от туроператора «Альфа Вояж». Впрочем, Юлия Алчеева заверила – случай с «ЕРЦ» уже признан ее компанией страховым.
В Global Travel рассказали, что через собственные офисы этой сети ТА путевки «Лабиринта» на августовские и более поздние даты приобрели около 200 человек. Число пострадавших по всем агентствам сети директор по развитию Сергей Самохвалов назвать затруднился, но общую сумму ущерба предварительно оценивает в пределах 10 млн рублей. Он подчеркнул, что продажи не консолидировались через центр бронирования. В Едином федеральном реестре компания не состоит, очевидно, клиентам придется рассчитывать на фингарантии «Лабиринта».
Особая ситуация в сети ТА «Магазин Горящих путевок» («МГП»). Ее руководитель Сергей Агафонов посчитал некорректным приводить статистику своей компании по числу пострадавших от краха «Лабиринта», но заверил, что те, кто оплачивал путевки через их единый расчетный центр и воспользовался добровольным страхованием туров в СК T.I.T, получат возмещение «до копейки». Страхование каждой путевки практикуется «МГП» уже около двух лет, однако работоспособность этой схемы вызывает сомнение у страхового сообщества. Непонятно, например, как страховщик оценивает свои риски, ведь для этого нужно иметь достоверную информацию по реальной стоимости каждого проданного тура. Советник гендиректора T.I.T Виктор Юн пояснил, что добровольный договор страхования заключается непосредственно между СК и туристом, а «МГП» фигурирует в нем в качестве агента. Стоимость страховки составляет от 200 до 1000 рублей с каждого тура, что позволяет накопить суммы, достаточные для покрытия убытков при выплатах. «Что же касается достоверности информации, то мы страхуем только путевки, проданные через ЕРЦ сети «МГП», и можем в режиме онлайн отслеживать платежи за туры», – утверждает представитель T.I.T.
Эксперты обращают внимание на еще одно обстоятельство, которое выводит в зону повышенного риска крупные сети ТА, имеющие собственные расчетные центры. Такие РЦ часто вносят депозиты туроператорам в качестве обеспечения своих обязательств. При банкротстве ТО фингарантии распространятся только на часть этих средств, которые пошли на оплату несостоявшихся туров. А остаток, «зависший» у недобросовестного ТО, – это коммерческий риск агентской сети. Его потеря может серьезно ударить по финансовому состоянию компании. Вопросы, есть ли такие «пропавшие» депозиты у сетей ТА, сотрудничавших с «Лабиринтом», и каковы их суммы, остаются открытыми.
В данной ситуации есть один плюс: если практика страхования единых расчетных центров окажется успешной и туристы получат возмещение, наверняка число консолидаторов платежей, получающих ФИГи, увеличится, и туристы будут больше защищены от крахов туроператоров.