Крупнейшая европейская туристическая выставка ITB 2013, которая проходит с 6 по 10 марта в Берлине, подкинула тему для размышления. Оказывается, в этом году у ITB своеобразный юбилей – уже 10 лет в немецкой выставке участвуют представители так называемого ЛГБТ-туризма. Компании, которые демонстрируют турпродукт для представителей сексуальных меньшинств, уже три года как объединяют в «Розовый павильон», который с каждым годом становится все больше – так, в этом году на ITB можно увидеть 56 различных компаний «специфической» направленности. На стендах павильона объединились приглашения во Флориду, Лос-Анджелес, Болгарию, Тель-Авив, Грецию, Таиланд и многие другие страны, а также спецпредложения от гей-френдли курортов, ресторанов, отелей и круизных компаний. «Павильон действительно большой, - рассказал корреспонденту HotLine.travel один из посетителей выставки. – Представители ЛГБТ-туризма действительно привычные гости берлинской выставки».
ЛГБТ-туризм действительно уже стал трендом, который активно используют маркетологи. В 2011-2012 годах академия ITB начала устраивать тематические семинары, в том числе и на крупнейших туристических выставках – бразильской ABAV и сингапурской 2012 ITB Asia. Активно участвуют в таких выставках и сами представители сферы. А как обстоят дела в России?
Как выяснилось, российских участников в «Розовом павильоне» нет. Многие могут сами ответить на этот вопрос – наладить этот бизнес в России сложно. «Нам нечего показать зарубежным коллегам», - признается Эдуард Суслин, менеджер турклуба «Три обезьяны». По его словам, на всю страну один-единственный отель в Сочи имеет подобную специфику. А вот спрос на зарубежные услуги подобного рода в России есть, отмечает г-н Суслин: «Очень популярна Испания, особенно Ситжес, который считается самым большим гей-курортом в Европе, часто спрашивают про ежегодные американские гей-круизы, где целый лайнер снимают представители ЛГБТ-туризма. Конечно, популярны и европейские столицы с развитой ЛГБТ-инфраструктурой – барами, клубами и так далее». Поэтому представители нашего гей-туризма периодически посещают выставку – познакомиться с новым продуктом от зарубежных операторов. Однако в России агентский бизнес в этой сфере сложно назвать прибыльным, признают в «Трех обезьянах» - российские геи стесняются спрашивать специфические туры. Большинство агентств такой направленности закрываются, не успев открыться.
Кроме того, сексуальные меньшинства в любой сфере российского бизнеса не приветствуются – даже на государственном уровне сейчас формируется определенная угроза для такого туризма. Хотя, по мнению юристов, закон о недопустимости гей-пропаганды не сможет коснуться туристического бизнеса до тех пор, пока в документах агентств не фигурируют соответствующие термины (например, «гей-туризм» - такого рода деятельности нет в перечне для юрлиц). Но не факт, что это помещает правительству ставить агентам палки в колеса: «Если в России появится такой закон, скорее всего, власти найдут способы воздействия. Но с юридической точки зрения придраться к агентству почти невозможно: для этого турист должен прийти в органы с жалобой на то, что менеджер агитировал его купить гей-тур. Вряд ли такое возможно», - считает юрист Владимир Вепренцев.
Пока государство решает вопросы пропаганды, а посетители берлинской выставки развлекаются в «розовом павильоне», мы предлагаем профессионалам обсудить вопрос ЛГБТ-туризма в России. Насколько могут быть востребованным подобные агентства? Будет ли развиваться наша инфраструктура типа гей-френдли? Насколько вообще это актуальный вопрос для нашего рынка?