Событий, которые прямо или косвенно влияют на бизнес туроператоров и турагентов, становится все больше. А значит, возрастает спрос на информацию. Пожалуй, именно поэтому на сентябрьской конференции ТБГ снова не было свободных мест.
Продажи вопреки всему
Первая часть конференции, которая проходила 23 сентября в рамках выставки «Отдых», традиционно была посвящена подведению итогов минувшего сезона. Цифры в своем докладе привела Татьяна Дмитрова, руководитель Сети «ТБГ. Туристические бренды». Оказалось, что лето-то было рекордное: совокупный объем продаж вырос почти до 80 млн долларов. Это на 15,5% больше, чем летом 2010 года и является максимальным показателем за пятилетнюю историю проекта. Практически всем туроператорам-поставщикам удалось нарастить показатели реализации через дилеров Сети. Безоговорочным лидером в общем зачете остается TEZ Tour, на его долю приходится более трети оборота. По динамике рекордсменом можно считать «Музенидис Трэвел» (+103%), рывок совершили также «Русский Экспресс», DSBW и «Дельфин».
Серьезное снижение оборотов случилось только у двух компаний: «Мегаполюс Тур» (–84%) и S7 tour (–27%). Причины связаны не с качеством, а с решениями руководства этих компаний, поставивших под сомнение целесообразность продолжения работы в сфере массового туроперейтинга. «Судьба этих туроператоров в сети ТБГ складывается по-разному. «Мегаполюс» остается как ассортиментный поставщик, чему мы очень рады, а вот в отношениях с S7 Tour берем паузу», – рассказала Татьяна Дмитрова. Таким образом, перечень официальных поставщиков Сети ТБГ сократился до 12 компаний. Что соответствует общерыночной тенденции. И наверное, сеть бы уже столкнулась с дефицитом продукта, если бы не активность ассортиментных туроператоров. Пожалуй, впервые среди них выявились компании, объемы которых сопоставимы с показателями официальных поставщиков. Пример – «ИнтАэр» и BSI group. Через Сеть ТБГ каждый из них летом продал туров более чем на 1 млн долларов.
Итого. Несмотря на все сложности, с которыми столкнулся турбизнес в этом году, почти все туроператоры – поставщики сети ТБГ увеличили объемы продаж, а подавляющее большинство дилеров (78%) выполнили финансовый план. Достижения наиболее результативных компаний по традиции отметили дипломами, которые вручил генеральный директор управляющей компании Александр Иванов.
Какие проблемы?
Однако на конференцию ТБГ приходят не ради дипломов. Практическая часть началась с выступления представителя дилеров – Натальи Авериной («Цезар», г. Астрахань). 13 пунктов ее доклада стали результатом заседания рабочей группы турагентств, проанализировавших сложности, возникающие при взаимодействии с туроператорами. А от их имени вместе с коллегами оппонировала Анна Филиппова, куратор сети ТБГ в TT-ВКО. Надо сказать, что многие проблемные темы поднимаются из года в год. Это неактуальность данных в системах онлайн-бронирования, проволочки при расчете индивидуальных программ, указание скидок и размеров комиссий на сайтах туроператоров и т. д. Впрочем, представители компаний-поставщиков всегда реагируют на агентские чаяния конструктивно. Например, Анна Малинина, куратор Сети ТБГ в «Ланта-тур вояж» дала комментарий по поводу поздней выдачи документов. По ее словам, практически все туроператоры стараются выкладывать ваучеры, маршрутные квитанции, страховки в личные кабинеты ТА за несколько дней до вылета. Однако консолидаторы рейсов и авиакомпании часто практикуют рассадку в последний момент. Туроператоры зависят от них, а также от оперативности работы посольств.
Логический итог перекрестного обмена мнениями между туроператорами и турагентами подвел Игорь Козлов, гендиректор «Асент Тревел». Комментируя вопрос о том, почему цена тура может меняться несколько раз в день, он сказал, что темп происходящих событий нарастает не только в туризме, но и вообще по жизни. Это нельзя изменить, можно только адаптироваться.
Логичные вопросы
Самое интересное на конференции ТБГ – это экспертная часть, на которой директора туроператорских компаний комментируют самые яркие и проблемные информационные поводы, влияющие на отрасль. Например, генеральный директор ICS Travel Group Дмитрий Шевченко в своем выступлении провел анализ сентябрьского скандала вокруг вывоза туристов из Болгарии. По мнению эксперта, основу для этих событий, в результате которых туроператору пришлось повторно оплачивать перевозку, заложила политика ограничений допуска чартерных авиакомпаний на болгарское направление. Рейсы оказались сосредоточены у Bulgaria Air, а она внезапно отказалась от собственных обязательств по их выполнению и фактически сделала своих же пассажиров заложниками. Регулярный статус программ помехой не стал. Гарантий, что подобное не повторится, нет.
Конечно же, агентства воспользовались возможностью задать логичный вопрос руководителю ICS: как скажется случившееся на финансовом состоянии его фирмы? И Дмитрий Шевченко честно ответил, что расходы существенные, но компания справится.
Владимир Каганер, гендиректор TEZ Tour, на конференции тоже говорил на тему авиации. Татьяна Дмитрова предложила ему прокомментировать возможное сокращение количества авиакомпаний в России и последствия для турбизнеса. Ведь не секрет, что компании TEZ Tour приписывают близость к чартерному авиаперевозчику I Fly, а критика в словах авиационных чиновников в последнее время звучит именно в адрес небольших игроков. Владимир Каганер согласился: действительно, по следам трагедии в Ярославле сделан ряд заявлений, но они носят эмоциональный характер и на практике вряд ли приведут к репрессиям. А ужесточение проверок – это правильно. «Что же касается зимних полетных программ, то у нас нет информации о каких либо изменениях. Все по плану», – подытожил г-н Каганер.
Андрея Кузнецова, президента «Южного Креста», всегда слушают с большим интересом. И в этот раз особенно. Ведь именно во время выставки появилась информация о возможном слиянии его фирмы с «Трансаэро» (читайте об этом также на стр. …). Г-н Кузнецов сообщил, что в случае, если альянс состоится, позиции его компании усилятся, и категорически опроверг все предположения, что причиной стали долги туроператора, а за переговорами с «Трансаэро» якобы стоит «Библио-Глобус»: «Это наш конкурент, и ни в каком другом качестве он не рассматривается».
Еще одна актуальная тема, разъяснения по которой был получены из первых уст – кадровые перестановки в ТТ-ВКО. На конференции ТБГ присутствовал Кирилл Песков, председатель совета директоров туроператора. Он рассказал, что в связи с продажей всей доли акций TUI Travel PLC бывшие владельцы ВКО (помимо него – генеральный директор Эллада Пескова и Наталья Головленкова, исполнительный директор) покидают созданный ими 17 лет назад проект. Чета Песковых намерена заняться гостиничным бизнесом в Испании. Естественно, у участников конференции тоже возникли вопросы. Что вообще будет с фирмой? По словам г-на Пескова, ВКО продолжит развитие под брендом TUI, а Mostravel сохранит свою марку и сосредоточится на экономичных турах. При этом уже в ноябре Mostravel переезжает в офис к ВКО, где уже арендован дополнительный этаж. Руководить обеими структурами будет объединенная команда управленцев во главе с Крисом Моттерхедом. Кирилл Песков также выразил уверенность, что новая команда обеспечит бесперебойную работу компании и будет усиливать ее позиции на рынке.
Можно расслабиться?
Пожалуй, наибольший резонанс вызвала тема возможных изменений в законодательстве, обязывающих турагентов работать от имени и по поручению туроператоров. Напомним, второе чтение этого законопроекта в Госдуме планируется в октябре. По словам Тараса Кобищанова, гендиректора «Русского Экспресса», Ассоциация туроператоров против этой идеи, так как ее внедрение ввергнет рынок в хаос. Мол, риски туроператоров вырастут непомерно: все ошибки агентов автоматом придется исправлять именно им. Возрастет и вероятность кидалова со стороны агентов. Даже если всего 2–3% партнеров окажутся недобросовестными и будут допускать срывы в оплатах, туроператору грозит катастрофа: указанные проценты как раз составляют рентабельность бизнеса на массовых направлениях. Подстраховаться нечем: депозиты реальной защиты не дадут. Илья Иткин, генеральный директор PAC Group, предположил, что произойдет некое разделение агентств на тех, кому туроператоры доверяют, и тех, кому доверия нет.
Интересно, что единого мнения по поводу новых законодательных веяний у первых лиц компаний-поставщиков, присутствовавших на конференции, не было. Альтернативную точку зрения высказал Карен Гончаров, гендиректор DSBW. По его словам, идея «работы от имени и по поручению» здравая, отвечать за качество продукта должен тот, кто его формирует. То есть туроператор. Что же касается возможных злоупотреблений со стороны турагентств, то г-н Гончаров уверен: легальные способы противостоять кидалову найдутся.
Совсем уж неожиданным стало заявление, прозвучавшее из уст приглашенного эксперта Георгия Мохова. На правах известного в отрасли юриста (сейчас он руководит Управлением гостиничного хозяйства в Москомтуризма) г-н Мохов сообщил, что и агентства, и туроператоры… вообще могут расслабиться. Во-первых, не факт, что закон примут в этом году и в этом виде: поступило слишком много поправок, в которых депутаты не успеют разобраться до перевыборов в Думу. Во-вторых, даже если норму «от имени и по поручению» утвердят, у туроператоров и турагентов сохраняется возможность вести дела исключительно в рамках Гражданского кодекса. Смысл в том, что турагенту не обязательно называть себя именно турагентом. «Нет запрета покупать турпродукт, перепродавать его, выполнять какие-то гражданско-правовые действия по поручению туристов. Можно именовать себя заказчиком турпродукта, поверенным туриста. Даже стороной 1 или стороной 2», – заявил юрист. Правда, из зала возразили: в регионах, где все на виду, отбиться от проверяющих из фискальных органов будет сложно. И лучше не искушать судьбу, а работать «от имени и по поручению». Как выяснилось, примерно треть присутствующих на Конференции турагентов поддерживает идею «от имени и по поручению туроператоров» и готова к ужесточению контроля со стороны туроператоров. Розничный рынок устал от бесконтрольной войны скидок, зачастую порождаемой непрофессионализмом агентов-новичков. Возможно, что именно изменение законодательства, возложение большей ответственности на туроператоров положат конец этому хаосу, а не усугубят его.