Туроператоры и турагенты погрузились во внутренний туризм
С 19 по 21 мая Владимирская область приняла десант из авторитетных профессионалов турбизнеса: в рамках ежегодного экономического форума состоялось сразу два отраслевых мероприятия, ориентированных на развитие туризма. Это маркетинговая экспедиция медиахолдинга БАНКО и мозговой штурм «Кемпинг под ключ» – акция проходила как этап подготовки к форуму ITIF-2017. Скажем сразу – и то, и другое превзошло ожидания и по части впечатлений, и по части результата, имеющего практическую ценность. Редакция HotLine.travel подготовила репортаж, куда мы включили фотографии с места событий и первые отзывы участников.
Маркетинговую экспедицию по маршруту Владимир – Суздаль – Доброград задумали провести медиахолдинг «БАНКО» совместно с коммуникационным агентством «Новое время» – организатором Владимирского экономического форума. Изначально в делегацию от турбизнеса записались 27 человек – это первые лица туроператорских и турагентских компаний, заинтересованные в развитии внутреннего туризма и готовые поделиться своими знаниями и экспертным опытом. Задача стояла такая: оценить туристический потенциал области на примере конкретных объектов и дать руководству региона рекомендации по развитию. Выехали в пятницу двумя группами на микроавтобусах и внедорожниках.
Первый день участники экспедиции провели во Владимире, где открылся ежегодный экономический форум, в этот раз целиком посвященный развитию туризма. Несмотря на то что в графике поездки на него было отведено всего два часа, некоторые успели полноценно отработать деловую программу, причем на высшем уровне. Наряду с губернатором области Светланой Орловой, вице-премьером Виталием Мутко, министром финансов Антоном Силуановым, главой Ростуризма Олегом Сафоновым в обсуждении проблем туризма приняла участие Наталья Андронова, вице-президент Совета присоединившихся членов UNWTO и CEO «Атлантис Лайн». В своем выступлении она отметила важность развития въездного туризма. «Необходимо использовать возможность направить в русло российской экономики триллионы долларов и евро. Те меры, которые уже принимаются, – я имею в виду упрощенный въезд на Дальний Восток, эксперимент по введению такс-фри, – будут этому способствовать», – отметила Наталья Андронова.
После общения на форуме для участников экспедиции началась туристическая часть – экскурсия по Владимиру. Профессионалам туротрасли понравилась новая пешеходная в центре города, выложенная брусчаткой и украшенная бронзовыми скульптурами горожан. По словам местных жителей, улица была открыта специально для туристов два года назад и стала популярным местом для прогулок. Это было видно и по затертым носам статуй.
«У фигур с удовольствием фотографируются и местные жители, и туристы. При этом памятники не выглядят здесь чужими. Есть показушная красота, а здесь – именно то, что нужно», – подчеркнула Татьяна Коршунова, директор по продвижению туроператора «Джет Тревэл».
Руководитель департамента продаж туроператора «Мультитур» Валентин Шубин добавил, что, был во Владимире много раз, но даже ему удалось узнать что-то новое. «В такие места нужно ходить только с гидом. Я был поражен красотой фресок Андрея Рублева в Успенском соборе. Весь этот храм - как одна большая фреска», – рассказал Шубин.
«Базой» экспедиции стал Доброград – частный город-курорт, в который предприниматель Владимир Седов вложил не только деньги, но и душу. Строительство еще продолжается, но на территории в 2 000 га уже есть отель, ресторан, летний театр с плавучей сценой на реке и амфитеатром, палаточный детский лагерь, зоны отдыха.
Идея понравилась, поэтому участники не скупились на лестные отзывы. «Доброград – фантастика? Да, это невероятно! Личные инвестиции и абсолютно новый экологический подход в строительстве города», – написала в Фейсбуке Анна Манакова («Блиц тур»).
Уникальный проект по достоинству оценили и представители власти. В прошлом году Доброград посетил президент страны Владимир Путин, который оставил на память о своем визите автограф. А штабом для организаторов «Маркетинговой экспедиции» стал коттедж, в котором любит останавливаться вице-премьер РФ Виталий Мутко.
У Доброграда есть даже свой современный медицинский центр. Он прекрасно оснащен и, по единодушному мнению участников экспедиции, может стать основой для развития медицинского туризма, тем более что собственник готов активно сотрудничать с представителями турбизнеса, формируя пакеты с учетом медицинских и оздоровительных услуг.
В Доброграде участники экспедиции пересеклись с еще одной группой экспертов. Энтузиасты автотуризма из «ТойТундры», представители Межрегиональной ассоциации «Лига караванеров» вместе с организаторами форума ITIF провели мозговой штурм «Кемпинг под ключ».
Модераторами выступили Владимир Шаров (Владинвесттур) и руководитель оргкомитета ITIF, СЕО «БАНКО» Татьяна Дмитрова. Проблема в том, что этот вид туризма не развивается в силу отсутствия предложения – инфраструктура по сравнению с Европой отсутствует.
Надо с чего-то начинать, и в Доброграде готовы учесть все рекомендации экспертов: это подтвердил Владимир Седов, присоединившийся к мозговому штурму.
«Инвестор пришел сам, посидел-послушал скромненько так примерно полчаса, и вдруг совершенно неожиданно для всех сам включился в процесс. Это был шок. Он своей энергией, интересом моментально всё обострил, ускорил, придал смысл, заставил всех соображать. В результате за полчаса получил разложенный по полкам готовый кейс. Теперь с нашими же ребятами-экспертами будет его реализовывать», – поделилась впечатлениями в группе «Трэвел Президиум» Татьяна Дмитрова.
Договорились, что кемпинг-площадка в Доброграде станет основой для «коробочного решения», которое можно будет клонировать по всей России. В сентябре соответствующий проект представят на ITIF-2017.
Чтобы успеть везде, экспертам порой приходилось импровизировать. Для трансферов по обширным пространствам Доброграда, например, очень пригодились огромные внедорожники клуба «ТойТундра».
Еще одна импровизация. Так получилось, что в Доброграде ряды участников экспедиции значительно расширились: к ней присоединились другие эксперты, приехавшие на Владимирский форум. Например, Леонид Мармер (гендиректор ВАО «Интурист»), представители туристических администраций из других областей, заинтересовавшиеся программой экспедиции. В итоге рассадка на обеде уплотнилась, но, как говорится, в тесноте, да не в обиде.
Кстати о еде. Оказалось, что у Владимирской области богатейшие возможности по развитию гастрономического туризма. Так, презентованный маркетинговой экспедиции гастрокультурный тур-бродилка по Суздалю стал настоящим кулинарным приключением. По словам одного из его организаторов, координатора проекта «Гастрономическая карта России», Екатерины Шаповаловой, иностранцы часто спрашивают – а что у вас есть, кроме церквей и борща? Вместе с бывшим мэром города Суздаля, вице-президентом Ассоциации малых туристских городов России Игорем Кехтером, Екатерина пытается исправить эту ситуацию с помощью свежего подхода к организации экскурсий. В итоге теперь гостям Суздаля предлагают оригинальное блюдо – колобок из картофеля и тушенки. Продукт был преподнесен очень эффектно: шеф-повар опалил колобки горелкой, а потом полил водой, вызвав клубы аппетитного пара. Как метко заметили организаторы, турист не ест и не перекусывает, а знакомится с историей и культурой местности через блюда региональной кухни.
Традиционная хреновуха понравилась не всем, а вот варенье, лимонад и настойка из огурцов, а также четырехслойная кулебяка заслужили самые лестные отзывы. Так что если захотите отведать оригинальные блюда – добро пожаловать в Суздаль, в ресторан «Огурец» и кафе «Гнездо пекаря».
Запоминающимся событием стала вечерняя экскурсия по Суздалю. Она представляла собой театрализованное представление – почти на каждой из остановок экскурсионного автобуса участников маркетинговой экспедиции встречали актеры – коробейники, продающие варенье из огурцов и медовуху, торговка, пытающаяся пронести в Кремль те же огурцы, и жандарм, который ее не пускал.
Да и сами экскурсоводы были наряжены в скоморохов, чему прекрасно соответствовали, веселя народ едкими шутками, которыми они разбавляли свои захватывающие истории. Уровень интерактива тоже порадовал – это был настоящий квест, участники которого должны были искать ключи, чтобы попасть в Кремль.
Как потом оказалось, такой формат работы с туристами отнюдь не случаен – в его основу легли результаты исследования, проведенного активистами в городе. Участникам маркетинговой экспедиции его презентовали в финале экскурсии. С помощью опроса чиновников, простых жителей города и представителей бизнес-сообщества организаторы экскурсии выяснили, каким те видят Суздаль, и пришли к выводу, что идентичность города «попов и огородников» помимо огурцов заключается в атмосфере таинственности, которая окутывает древний город. Так и родился бренд «Суздаль сокровенный», который был заложен в основу ночной экскурсии.
После трехдневного погружения в региональный туризм участники экспедиции не просто подружились, но и буквально породнились и при прощании дарили друг другу подарки и обнимались. «Ехали на форум коллегами, а расстались друзьями», – написал коммерческий директор «Атлантис Лайн» Алексей Цыганов в чате экспедиции. «Я хочу поблагодарить организаторов за то, что вы исполнили мою мечту. Будучи туроператором и экскурсоводом, я наконец-то за эти три дня впервые почувствовала себя туристом. Это очень редко – как режиссеру смотреть чужой фильм и понимать все фишки и все секреты!» – рассказала замдиректора вологодского туроператора «Интелтур» Тамара Журавлева.
Что касается подведения итогов маркетинговой экспедиции, то свои замечания участники в течение ближайших дней занесут в анкеты, на базе которых организаторы сформируют пакет предложений для включения в резолюцию Владимирского форума. Мы еще вернемся к этой теме в будущих публикациях, но уже сейчас можно сказать, что маркетинговая экспедиция оказалась полезной – как уникальная площадка для обмена мнениями, поиска новых идей и контактов. По сути, это неплохая альтернатива выставкам.
С одной стороны, специалисты туризма, объехавшие много стран, получили ценные знания и заново открыли для себя Россию. «Возможности колоссальные. То, что сделано за малый промежуток времени, – заставляет восхищаться возможностями и нашей земли. Их море нечерпанное. До мурашек... Это взрыв мозга! Мы, конечно, это будем продавать и всячески способствовать развитию», – сказала Ирина Хакимова («Хит Сезона»).
С другой стороны – представители региона тоже получили обратную связь от профи туризма и подтвердили готовность применять рекомендации на практике. Есть надежда, что благодаря этому позитивному обмену внутренний туризм в нашей стране действительно получит новый импульс к развитию и в обозримом будущем последуют новые маркетинговые экспедиции.
«Мы ездим за тысячи километров смотреть чужую культуру и пробовать кухню, а своего ничего не знаем. Живу в 60 км отсюда, а сегодня впервые попробовал лимонад и варенье из огурцов. Это просто бомба!» – заявил на прощальном вечере заместитель председателя Совета реготделения «Опоры России» Владимир Щебельский.
Благодарим за помощь в организации мероприятия компанию «Новое время» и правительство Владимирской области.