Какими будут последствия?
Теракты в Париже, в результате которых погибли, по разным данным, от 120 до 153 человек, называют самыми страшными в истории не только Франции, но и Европы. В мире говорят о парижском «11 сентября», в России проводят параллели с «Норд-Остом». В самой Франции объявлен трёхдневный траур. Ясно, что без последствий для туррынка эти события не останутся.
Усиление контроля
Президент Франции Франсуа Олланд сразу после теракта 13 ноября объявил о введении режима чрезвычайного положения и закрытии границ. Однако не следует понимать это буквально. Авиакомпании продолжают выполнять рейсы в Париж, информации об ограничениях для движения наземного транспорта пока нет. Как разъяснил Ростуризм, речь идёт об ужесточении паспортно-визового контроля лиц, прибывающих во Францию или покидающих её, в том числе при перемещении между странами Шенгенского соглашения.
В самом Париже жителям рекомендовано оставаться дома, в городе много полиции и военных. Как сообщили TourDom.ru представители принимающей компании CIT-France, утром 14 ноября вся обычная городская инфраструктура работала, музеи были открыты, экскурсии для туристов проводились. Однако днём власти города всё-таки приняли решение о временном закрытии ключевых городских достопримечательностей: Эйфелевой башни и Лувра. Кроме того, были прекращены прогулки по Сене, закрылись кабаре. Туристам в качестве альтернативы предлагали другие экскурсии или возвращали деньги.
Ростуризм тоже порекомендовал гражданам России, находящимся во Франции, не покидать мест своего проживания и избегать массового скопления людей. По оценкам экспертов, в Париже сейчас могут находиться до нескольких тысяч гостей из России, прибывших индивидуально или с помощью туркомпаний.
Очевидно, что теракт больно ударит по туристической отрасли Франции. Париж – один из самых посещаемых городов мира (22,4 млн гостей в 2014 году), огромный транспортный хаб. Террористы дали понять, что подобное может случиться в любой крупной столице.
Обращает на себя внимание тот факт, что они атаковали не правительственные, инфраструктурные или военные объекты, а обычных граждан, которые решили в ту пятницу отправиться на концерт, футбол или посидеть в ресторане. Целью было запугать обывателей, продемонстрировать всему миру, что из далекой Сирии война может явиться прямо к их порогу их дома. Ответом на это станет тотальное усиление мер безопасности как во Франции, так и во всей Европе. Если говорить о России, то пока известно, что Национальный антитеррористический комитет призвал россиян к бдительности. «Системы безопасности в РФ приведены в повышенную готовность», – сообщает «Прайм». Также появилась информация, что Росавиация изучает возможность ограничения полётов во Францию.
Туризм в режиме паузы
Днём 14 ноября стала известна первая реакция российского туристического рынка на теракты в Париже. По словам представителей туркомпаний, их клиенты вылетали во Францию и возвращались в Россию планово. Звонков от желающих изменить свои намерения было немного. По словам Тараса Кобищанова, руководителя «Русского Экспресса», туристы не станут отказываться от оплаченных туров, так как штрафных санкций в данной ситуации не избежать.
В ближайшем будущем туристическим компаниям следует готовиться к паузе в продажах. «Дело не только в страхе, ведь теракты случались и в Москве. Скорее, скажется ощущение дискомфорта: не все готовы ехать веселиться туда, где погибли люди», – отметил Тарас Кобищанов.
Что произойдёт дальше – это вопрос, ответ на который зависит от развития событий: будут ли новые потрясения или ситуация в Европе стабилизируется. «Как показывает опыт, шок проходит через полторы-две недели, когда настаёт время делать выбор: или уезжать в глухую деревню, или жить своей обычной жизнью», – отметил Карен Гончаров, генеральный директор DSBW tours.
Но даже если интерес к путешествиям будет постепенно восстанавливаться, крупный теракт в Париже уже точно можно назвать очередным ударом по отрасли. Ведь случился он в тот момент, когда после череды потрясений с «Трансаэро» и «Когалымавиа» едва активизировались продажи новогодних туров. Ещё одна остановка продаж может оказаться критичной для участников турбизнеса.
По оценке руководителя ICS Дмитрия Шевченко, провал спроса ещё больше усугубит положение туроператоров, уже испытывающих дефицит оборотных средств. Сетевой рознице, по его мнению, будет легче выжить, но при условии максимальной оптимизации затрат. Аналогичного мнения придерживается управляющий директор «Библио Глобуса» Александр Туголуков, добавив, что в ситуации возникновения препятствий для выездного туризма агентствам предстоит переориентироваться на внутренний рынок. При этом оба эксперта соглашаются: значительная часть розничных компаний перестанет существовать – клиентов на всех не хватит.