Авиакомпания попыталась привлечь в соответчики туроператора
Мало кто знает, что задержанный по вине авиакомпании багаж, может обернуться головной болью для туроператора, продавшего туристу тур. Историей на эту тему с редакцией Hotline.travel поделился юрист Александр Байбородин. Его фирме довелось защищать в суде интересы туркомпании, название которой он просил не упоминать.
Не заплатили 3000? Заплатят больше!
История началась в середине июня, когда один брянский турист отправился на отдых в Израиль, купив тур у туроператора X. В аэропорту Овды выяснилось, что авиакомпания «ВИМ-авиа» по каким-то причинам не доставила багаж туриста. Пришлось срочно приобретать предметы первой необходимости по довольно высоким израильским ценам. Чемодан ему привезли только спустя пять дней. Вернувшись домой, путешественник направил претензию в авиакомпанию, потребовав компенсировать материальный ущерб в размере 3094 рубля. Решить вопрос миром не удалось и турист отправился в районный суд города Брянска. Судя по материалам дела, обиженный путешественник решил, что называется, отыграться по полной, и взыскать с перевозчика все мыслимые и немыслимые издержки. К возмещению он потребовал:
– вышеупомянутые прямые расходы в размере 3094 рубля,
– 12 250 рублей штрафа за просрочку доставки чемодана (из расчета 25 рублей за каждый час задержки);
– компенсацию пяти суток проживания в отеле в размере 23 318 рублей, поскольку, по мнению истца, во время ожидания своих вещей нормально отдыхать он не мог;
– компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.
Получилось 138 662 рубля. К этой сумме истец приплюсовал еще и положенный по закону штраф за просрочку исполнения претензии потребителя в размере 100% от суммы иска и 27 500 рублей судебных издержек. Итого: 304 824 рубля.
Нашла коса на камень
В суде юристы «ВИМ-авиа» настаивали, что в качестве второго ответчика по делу должен выступать туроператор. Основным аргументом стал тот факт, что рейс был чартерный и перевозка продавалась в составе тура, а согласно закону «Об основах туристской деятельности» ст. 9 именно туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Представителям туроператора пришлось искать контраргументы. Они обратили внимание суда на то, что согласно ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» туроператор освобождается от ответственности за действия третьих лиц, если их ответственность прямо предусмотрена законом. И такие пункты были найдены. В соответствии с требованиями статей 793, 795 Гражданского кодекса РФ и статей 116, 120 Воздушного кодекса РФ ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке, за задержку отправления и за просрочку доставки пассажира, а так же багажа несет именно перевозчик.
В итоге, после прений сторон, суд согласился с этими доводами. Требования туриста были удовлетворены частично – ему присудили компенсацию в размере 20 000 рублей за счет перевозчика.
Судебное «дежавю»
Стоит отметить, что описанное дело далеко не первое в практике юриста – в прошлом году аналогичное судебное разбирательство происходило в Москве. Туристам, отправившимся в Эйлат «на крыльях» все той же авиакомпании «ВИМ-авиа», не выдали багаж. Долгожданные вещи доставили только через 120 часов, туристам пришлось покупать новые вещи. Прилетев домой, они предъявили судебный иск, обвинив и авиакомпанию, и туроператора в непредставлении надлежащих услуг. Однако, как и в вышеупомянутом случае туроператору удалось доказать свою невиновность в произошедшем.