Мелководье на Лене обернулось судом
«Бойтесь своих желаний!» – гласит народная мудрость. Супруги Перевозниковы из Ленска давно мечтали о речном круизе по родной Лене. Но из-за нехватки средств осуществить задуманное всё никак не получалось. Наконец, глава семьи приобрёл путёвки и сделал любимой жене долгожданный сюрприз. Однако путешествие было омрачено внезапным сокращением маршрута из-за… мелководья и «несопоставимого уровня комфорта».
Вам шашечки или ехать?
Об этом деле редакции стало известно из решения судебного участка № 17 мирового суда Ленского района Республики Саха (Якутия), которое было опубликовано в декабре.
Ленские щёки – три покрытые лесом причудливые остроконечные скалы
Началось всё с того, что семейная пара отправилась в трёхдневный круиз на теплоходе «Демьян Бедный» по маршруту «Ленск – Ленские щёки – Ленск» прошлым летом. Как сообщается в материалах дела, «основной целью поездки был осмотр природных достопримечательностей в комфортабельных условиях». Но теплоход дошёл только до посёлка Пеледуй, где на второй день тура было объявлено, что далее плыть невозможно в связи с мелководьем. Тем, кто хотел добраться до Ленских щёк, предложили проследовать ещё 200 км на небольшом теплоходе «Полесье», который может перевозить пассажиров в неглубоких водоёмах.
Пересаживаться на «Полесье» Перевозниковы категорически отказались: дескать, плыть по реке долго и при отсутствии обещанного комфорта утомительно.
«Демьян Бедный» в три раза шире и выше «Полесья»
Вместе с ещё несколькими пассажирами они остались ждать основную группу на «Демьяне Бедном». Перевозниковы всё это время занимали каюту и питались в судовом ресторане на борту по системе «шведский стол».
Вернувшись из круиза, они предъявили претензии организатору, компании «Ленатурфлот», потребовав вернуть деньги, но получили отказ. Своё решение в круизной компании объяснили тем, что услуга была предоставлена в полном объёме.
Перевозниковы обратились в суд, настаивая, что рассчитывали плыть до Ленских щёк с комфортом, а о планировавшейся пересадке на другое судно их якобы не предупредили.
«О том, что теплоход дальше не пойдёт, мы узнали только после того, как отплыли из Ленска, – за завтраком от соседей по столу. Организаторы тура даже не поставили нас в известность об этом! На такую поездку мы бы изначально не согласились. Отдых был испорчен», – отмечается в материалах дела.
Доводы ответчика
Туроператор направил в суд письменный отзыв, уточнив при этом, что «изначально программа тура не ограничивалась нахождением туристов только на теплоходе «Демьян Бедный».
«Завершающую часть экскурсионной программы планировалось выполнить на борту теплохода «Полесье» в связи с недостаточностью глубин для прохождения судна такого класса, как «Демьян Бедный», – так поставщик услуг аргументировал свою позицию.
Однако доказать, что эта информация была доведена до Перевозниковых, ответчик не смог.
Мотивы принятого решения
Мировой судья признал факт существенного нарушения условий договора со стороны туроператора, повлекшего за собой такой ущерб для туриста, что он «в значительной степени лишился того, на что был вправе рассчитывать». При заключении договора истец не был проинформирован о том, что посетить Ленские щёки можно только на теплоходе «Полесье». Руководствуясь нормами Закона РФ «О защите прав потребителей», суд посчитал необходимым взыскать с ответчика частичную стоимость оказанных услуг, плюс возмещение морального вреда и 50 %-ный штраф и судебные издержки. Общую сумму выплаты суд разглашать не стал. В ответ на запрос HotLine.travel служители Фемиды сообщили, что эта информация «относится к категории ограниченного доступа». Однако известно, что общая стоимость подобного круиза варьируется от 100 до 150 тысяч рублей.
Комментирует независимый эксперт, юрист «Атомик-Аудит» Александр Картошкин:
«В данном случае турист использовал возможности для отдыха, предоставленные ему в соответствии с условиями договора, но с недостатками. Вместо запланированной экскурсионной программы эта пара в итоге просидела на теплоходе с тем набором услуг, которые они оплатили. Поэтому судья поступила логично, взыскав только часть стоимости тура, а не всю сумму».
Чтобы не попадать в такие истории, юристы советуют и туроператорам, и турагентам письменно доносить до своих клиентов сведения о тех или иных особенностях тура. Все детали лучше всегда прописывать в договоре.