В отношениях между пассажиром, перевозчиком и агентом разобрался только апелляционный суд
Авиакомпании «Трансаэро» де-факто давно нет, а суды все тянутся. Некоторые пассажиры, осознав, что с разорившегося перевозчика ничего не получить, стали обращаться с исками к билетным агентам. Тяжба, о которой пойдет речь, уникальна тем, что апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и прислушался к доводам представителей туриндустрии. Сначала фортуна была на стороне пассажира, но второй судья разобрался в юридических тонкостях, отделив зерна от плевел, а договор купли-продажи – от договора перевозки.
Осторожно, рейсы отменяются!
Все началось почти год назад – 25 сентября. Турист Н. на интернет-сайте компании «А» (имя туриста и название фирмы мы не называем – ред.) заказал и оплатил билеты на рейс «Трансаэро» по маршруту Москва–Римини на себя и свою жену. Обратно семья решила лететь на «ВИМ-Авиа».
Как только у «Трансаэро» начались проблемы с осуществлением летной программы, взволнованный турист на волне общей паники начал требовать аннуляции договора перевозки и полного возврата денежных средств. Но в компании, со слов Н., его заверили, что поводов для беспокойства нет, перелет состоится в любом случае. Если рейс «Трансаэро» будет отменен, пассажир сможет поменять перевозчика.
12 октября, за два дня до вылета, худшие опасения оправдались – на сайте перевозчика появилась информация, что рейс № UN 371, на котором собирались лететь пассажиры, не состоится.
Компания «А» предложила туристу альтернативный вариант – в этот же день вылететь ему и супруге двумя отдельными рейсами авиакомпании «Аэрофлот». Правда, при этом менялся маршрут. Рейсов в Римини у нацперевозчика нет, поэтому пунктом прибытия значилась Венеция. Из этого города туристам предложили бесплатный трансфер до Римини.
Н. категорически отказался рассматривать такой обходной путь. История умалчивает, обращался ли он к перевозчику за денежным возмещением.
Известно только то, что туристу очень не понравилось, когда агент прислал ему билеты на отмененный рейс «Трансаэро» – это он воспринял как насмешку, хотя агент просто обязан был выполнить свою работу.
Судиться турист решил не с авиаперевозчиком, а с компанией «А», которая продала ему билет. Кроме того, в деле фигурировали еще два ответчика, так как «А» выполняла лишь функции посредника по оформлению договора перевозки. «Трансаэро» истец просил привлечь только в качестве третьего лица вместе с «Аэрофлотом», взявшим на себя ее обязательства.
Во всей этой цепочке взаимоотношений предстояло разобраться судье. Вот цитата из материалов дела, в котором мы заменили названия компаний буквами: «Билеты истцу были реализованы компанией «А» на основании агентского договора от 1 декабря 2014 года между компаниями «B» и «C». ««B» оказывает услуги по привлечению клиентов для предоставления им реализуемых услуг, которое реализовывало услуги на основании агентского договора с «D» и денежные средства, полученные от реализации билета на имя туриста перечислены в «С», а билет на имя жены истца через «B» не реализовывался».
Продавец-покупатель или перевозчик-пассажир?
По словам юриста Александра Байбородина, фирма которого защищала интересы компании «А», при рассмотрении дела судья опиралась на Гражданский кодекс, посчитав приобретение билета сделкой купли-продажи, в которой участвуют две стороны: продавец и покупатель.
Следовательно, эти отношения также регулируются законом РФ о защите прав потребителей, в рамках которого изготовитель (исполнитель, продавец и т.д.) является субъектом ответственности вне зависимости от участия в отношениях по сделкам третьих лиц.
Претензии к остальным участникам цепочки суд счел безосновательными, так как в договорных отношениях с клиентом они не состояли и денег им он не платил.
Во многом решающим аргументом было мнение представителя «Аэрофлота», который посчитал, что перевозчик и пассажир не успели вступить в договорные отношения. И здесь возникает еще один дискуссионный вопрос в гражданском кодексе – с какого момента считать договор международной перевозки заключенным? С момента выписки билета (а на чартерные рейсы он может быть выписан авиакомпанией буквально за день перед вылетом) или с момента подтверждения перевозчиком брони?
В итоге в феврале уже этого года суд обязал компанию «А» заплатить клиенту 34 818 рублей, компенсацию морального вреда – 1000 рублей, штраф – 17 909 рублей. Итого – 53 727 рублей.
Компания «А» решила подать апелляцию, призвав на помощь «высшие силы» – Конституцию РФ, которая предусматривает верховенство международного права. Во время разбирательства представитель «А» напомнил, что Россия является участницей Варшавской конвенции, регулирующей международные перевозки. Из нее следует, что договор с пассажиром считается заключенным вне зависимости от того, оформлен билет или нет, даже, если он оформлен неправильно.
Таким образом, юрист в апелляционном суде доказал, что продажа авиабилетов лишь для потребителя звучит как сделка купли-продажи, на самом деле компания «А» занимается оформлением договора перевозки. По факту, когда агент выписал билет, хоть и рейс уже был отменен, он выполнил свои обязательства по договору. Лицом, ответственным перед пассажиром за выполнение договора воздушной перевозки, является исключительно авиакомпания.
Аппеляционный суд с этим доводами согласился и 19 июля отменил решение суда первой инстанции. Случай, надо сказать, редкий, так как по статистике на этой стадии 80% решений остаются неизменными.
По мнению Александра Байбородина, вывод из этой истории такой. «Обыватели изначально апеллируют юридически неверными понятиями, ошибаются в содержании того или иного термина, уводя логику суда далеко от истины. «Запутывает фраза «купил билет» и "услуги по перевозке". По сути, пассажир покупает не билет, а перевозку, которая в гражданском кодексе регулируется отдельной главой, причем не главой "Купли-продажи" и даже не главой "Услуги". Также следует отметить, что за последние два месяца это второй суд, выигранный в апелляции со ссылкой на нормы международного права», – прокомментировал эксперт.
И теперь туристу ничего другого не остается, как становиться в очередь кредиторов «Трансаэро».