logo
    Статьи Рейтинги Опросы Интервью Спецпроекты Журнал
Войти
Авторизация
Забыли пароль? Регистрация
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
0:00, 1 августа 2016
9308

Пассажир «Трансаэро» попытался засудить продавца авиабилетов

В отношениях между пассажиром, перевозчиком и агентом разобрался только апелляционный суд

Авиакомпании «Трансаэро» де-факто давно нет, а суды все тянутся. Некоторые пассажиры, осознав, что с разорившегося перевозчика ничего не получить, стали обращаться с исками к билетным агентам. Тяжба, о которой пойдет речь, уникальна тем, что апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и прислушался к доводам представителей туриндустрии. Сначала фортуна была на стороне пассажира, но второй судья разобрался в юридических тонкостях, отделив зерна от плевел, а договор купли-продажи – от договора перевозки.

Пассажир «Трансаэро» попытался засудить продавца авиабилетов

Осторожно, рейсы отменяются!

Все началось почти год назад – 25 сентября. Турист Н. на интернет-сайте компании «А» (имя туриста и название фирмы мы не называем – ред.) заказал и оплатил билеты на рейс «Трансаэро» по маршруту Москва–Римини на себя и свою жену. Обратно семья решила лететь на «ВИМ-Авиа».

Как только у «Трансаэро» начались проблемы с осуществлением летной программы, взволнованный турист на волне общей паники начал требовать аннуляции договора перевозки и полного возврата денежных средств. Но в компании, со слов Н., его заверили, что поводов для беспокойства нет, перелет состоится в любом случае. Если рейс «Трансаэро» будет отменен, пассажир сможет поменять перевозчика.

12 октября, за два дня до вылета, худшие опасения оправдались – на сайте перевозчика появилась информация, что рейс № UN 371, на котором собирались лететь пассажиры, не состоится. 

Компания «А» предложила туристу альтернативный вариант – в этот же день вылететь ему и супруге двумя отдельными рейсами авиакомпании «Аэрофлот». Правда, при этом менялся маршрут. Рейсов в Римини у нацперевозчика нет, поэтому пунктом прибытия значилась Венеция. Из этого города туристам предложили бесплатный трансфер до Римини. 

Н. категорически отказался рассматривать такой обходной путь. История умалчивает, обращался ли он к перевозчику за денежным возмещением.

Известно только то, что туристу очень не понравилось, когда агент прислал ему билеты на отмененный рейс «Трансаэро» – это он воспринял как насмешку, хотя агент просто обязан был выполнить свою работу.

Судиться турист решил не с авиаперевозчиком, а с компанией «А», которая продала ему билет. Кроме того, в деле фигурировали еще два ответчика, так как «А» выполняла лишь функции посредника по оформлению договора перевозки. «Трансаэро» истец просил привлечь только в качестве третьего лица вместе с «Аэрофлотом», взявшим на себя ее обязательства.

Во всей этой цепочке взаимоотношений предстояло разобраться судье. Вот цитата из материалов дела, в котором мы заменили названия компаний буквами: «Билеты истцу были реализованы компанией «А» на основании агентского договора от 1 декабря 2014 года между компаниями «B» и «C». ««B» оказывает услуги по привлечению клиентов для предоставления им реализуемых услуг, которое реализовывало услуги на основании агентского договора с «D» и денежные средства, полученные от реализации билета на имя туриста перечислены в «С», а билет на имя жены истца через «B» не реализовывался».

Продавец-покупатель или перевозчик-пассажир?

По словам юриста Александра Байбородина, фирма которого защищала интересы компании «А», при рассмотрении дела судья опиралась на Гражданский кодекс, посчитав приобретение билета сделкой купли-продажи, в которой участвуют две стороны: продавец и покупатель.

Следовательно, эти отношения также регулируются законом РФ о защите прав потребителей, в рамках которого изготовитель (исполнитель, продавец и т.д.) является субъектом ответственности вне зависимости от участия в отношениях по сделкам третьих лиц.

Претензии к остальным участникам цепочки суд счел безосновательными, так как в договорных отношениях с клиентом они не состояли и денег им он не платил.

Во многом решающим аргументом было мнение представителя «Аэрофлота», который посчитал, что перевозчик и пассажир не успели вступить в договорные отношения. И здесь возникает еще один дискуссионный вопрос в гражданском кодексе – с какого момента считать договор международной перевозки заключенным? С момента выписки билета (а на чартерные рейсы он может быть выписан авиакомпанией буквально за день перед вылетом) или с момента подтверждения перевозчиком брони?

В итоге в феврале уже этого года суд обязал компанию «А» заплатить клиенту 34 818 рублей, компенсацию морального вреда – 1000 рублей, штраф – 17 909 рублей. Итого – 53 727 рублей.

Компания «А» решила подать апелляцию, призвав на помощь «высшие силы» – Конституцию РФ, которая предусматривает верховенство международного права. Во время разбирательства представитель «А» напомнил, что Россия является участницей Варшавской конвенции, регулирующей международные перевозки. Из нее следует, что договор с пассажиром считается заключенным вне зависимости от того, оформлен билет или нет, даже, если он оформлен неправильно.

Таким образом, юрист в апелляционном суде доказал, что продажа авиабилетов лишь для потребителя звучит как сделка купли-продажи, на самом деле компания «А» занимается оформлением договора перевозки. По факту, когда агент выписал билет, хоть и рейс уже был отменен, он выполнил свои обязательства по договору. Лицом, ответственным перед пассажиром за выполнение договора воздушной перевозки, является исключительно авиакомпания.

Аппеляционный суд с этим доводами согласился и 19 июля отменил решение суда первой инстанции. Случай, надо сказать, редкий, так как по статистике на этой стадии 80% решений остаются неизменными.

По мнению Александра Байбородина, вывод из этой истории такой. «Обыватели изначально апеллируют юридически неверными понятиями, ошибаются в содержании того или иного термина, уводя логику суда далеко от истины. «Запутывает фраза «купил билет» и "услуги по перевозке". По сути, пассажир покупает не билет, а перевозку, которая в гражданском кодексе регулируется отдельной главой, причем не главой "Купли-продажи" и даже не главой "Услуги". Также следует отметить, что за последние два месяца это второй суд, выигранный в апелляции со ссылкой на нормы международного права», – прокомментировал эксперт.

И теперь туристу ничего другого не остается, как становиться в очередь кредиторов «Трансаэро».

  • Дела судебные
Автор Елена Талпэу
Поделиться

Комментарии

Обсудить статью

/hotline/dela-sudebnye/passazhir_transaero_popytalsya_zasudit_prodavtsa_aviabiletov/
Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд
Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд

Дела судебные

17/07/2024
66054
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»

Дела судебные

22/06/2024
44358
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей

Дела судебные

14/05/2024
44973
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда

Дела судебные

24/10/2023
37707
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии

Дела судебные

01/06/2022
41328
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?

Дела судебные

16/05/2022
32823
Совет вернуть агентское вознаграждение туристу – вредный

Дела судебные

16/06/2020
46306
Суды с туристами: какие перспективы?

Дела судебные

01/04/2020
60787
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама Подписка Редакция

© 2011-2021, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение Правила оплаты на сайте