Вакансий становится больше, но зарплаты за ними не поспевают
Количество вакансий турагентов за год выросло на 51 %. Причем лето – как раз то время, когда спрос на персонал достигает максимума. И вообще, рынок за последние месяцы переживает оживление, сокращения остались в прошлом, возвращается «умеренный оптимизм». Давайте взглянем на рынок труда в туризме и сравним его рост с повышением зарплат.
Конкуренция ниже среднего
Количество предложений от работодателей в сегменте «Туристические продукты и услуги» за год (июнь-2017 к июню-2016) выросло на 51 % согласно пресс-службе сервиса по поиску работы и сотрудников Superjob.ru.
«Рынок труда в сфере туризма подчиняется сезонности – максимальный подбор персонала приходится на летние месяцы. С августа-сентября количество вакансий начинает снижаться, и к концу ноября стабилизируется до следующего сезонного всплеска», – рассказал Сергей Денисенко, ведущий специалист пресс-службы Superjob.ru.
Но и конкуренция среди соискателей упала по сравнению с 2014–2015 годами, запомнившимися массовыми разорениями турфирм и сокращениями. Не все, кто был вынужден уйти тогда, остались в туризме. Многие нашли себя в других сферах, о чем счастливо сообщают в комментариях на HotLine.travel. Они уже не поборются за вакансии с молодым пополнением.
Это подтверждает и индекс HeadHunter, показывающий, сколько резюме приходится на одну вакансию. В июне в туристической сфере он составил 3,1, тогда как по рынку в целом – 5,8. Это свидетельствует о том, что в нашей сфере конкуренция ниже общерыночной. С одной стороны, соискателям легче искать работу, но, с другой стороны, работодателям стало сложнее найти квалифицированных сотрудников. О проблемах с поиском кадров говорят и эксперты турбизнеса.
Сколько же требуется турагентов сейчас? В HeadHunter назвали конкретные цифры:
1. Москва: 541.
2. Санкт-Петербург: 212.
3. Краснодарский край: 66.
4. Республика Крым: 52.
5. Республика Башкортостан: 48.
6. Нижегородская область: 39.
7. Республика Татарстан: 32.
8. Красноярский край: 26
9. Московская область: 26.
10. Новосибирская область: 22.
Конечно, нельзя сказать, что эти данные впечатляют (если не брать в расчет Москву), но, если верить статистике сервисов по поиску работы, рынок постепенно восстанавливается. «В июне относительно мая туристическая сфера выросла на 6 % по количеству вакансий, а рынок труда в целом – на 15 %. В то же время в туризме был скачок в апреле на 20 % относительно марта. За тот период рынок труда в целом прибавил 8 %», – рассказал HotLine.travel руководитель пресс-службы HeadHunter Иван Тютюнджи.
Чего турагентства ждут от кадров
Какой же он, турагент образца 2017-го? По словам Сергея Демидова, управляющего директора Travel School, сейчас, как, впрочем, и всегда, на рынке востребованы специалисты широкого профиля. В турагентствах редко встречается разделение по узким направлениям. «Турагент должен быть не только страноведом, но и продажником, и этому можно научиться. Есть, конечно, уклон в образовании турагента в сторону внутреннего туризма – нужно разбираться в курортах Крыма и Краснодарского края, в Алтае и Карелии. Нужен расширенный объем знаний, но зарубежный отдых всё равно превалирует в ассортименте турфирм», – сказал Демидов.
К слову, готовит собственных кадров и ряд работодателей, так они могут «заточить» молодого турагента под собственный формат и обучить современным технологиям работы. Вадим Шпильман, к примеру, в прошлом году решил открыть свою школу с действующими бизнесменами-преподавателями и проводить курсы с нуля для выпускников вузов и курсы повышения квалификации для действующих специалистов. Для своей компании самостоятельно готовят смену и в «Музенидис Трэвел». Но все ли «молодые бойцы» оказываются довольны уровнем вознаграждения в конечном итоге?
Зарплатные ожидания
Для участников туротрасли не секрет, что зарплаты турагентов ниже средних по рынку, даже несмотря на то, что в Москве ситуация выглядит чуть более оптимистично. Но если сравнить зарплату турагента сейчас с той, что была на пике кризиса два года назад, согласитесь, по крайней мере, в столице запросы турагентов выросли. В феврале 2015 года менеджеры по туризму были готовы трудиться за 35 тысяч в месяц.
Рост зарплат турагентов по городам-миллионникам за 2016 год в среднем составил 8 %. Так, согласно Superjob, в Москве рыночный зарплатный диапазон за 2016 год составлял от 40 до 60 тысяч рублей, тогда как в 2017 году порядок цифр уже от 45 до 65 тысяч. В Санкт-Петербурге этот показатель за прошлый год варьировался от 33 до 38 тысяч рублей, в этом году уже 37–53 тысячи. В Уфе и Казани зарплаты годом ранее разнились от 22 до 33 тысяч, а сейчас – 25–36 тысяч рублей.
По данным HeadHunter, средняя зарплата в туризме по всей России в июне этого года равняется 35 435 рублей, тогда как средняя предлагаемая на рынке по России зарплата – 43 716 рублей. Правда, стоит заметить, что оклад турагента не всегда ограничивается зарплатой (оклад плюс проценты) – часто добавляются бонусы за проданные туры, которые одни получают от своего турагентства, а другие – от туроператоров. Но многие вообще не получают или отправляются за свои заслуги в рекламные туры – всё индивидуально.
Получается, предложение есть, и турагенты нужны. Но зарплаты всё равно пока не поспевают за растущим количеством вакансий. Поэтому и желающих пополнить ряды менеджеров по туризму меньше, чем специалистов других отраслей. А те, кто приходят, зачастую оказываются разочарованы отсутствием легких денег и постоянных бесплатных путешествий – это идет вразрез с их представлениями о работе в туризме.