Скандалы вокруг разорения туроператоров отодвинули на второй план другое важное событие лета. Это конфликт управляющих компаний семи агентских сетей с туроператором Coral Travel. Тема не закрыта и заслуживает обсуждения. Вполне возможно, этот конфликт – предвестник новой эры диктата туроператоров.
Как жгли мосты
Восстановим хронологию событий. 30 июня руководители УК «Горячие туры», МГП, «Тревел Бизнес Систем», «Спутник», Global Travel, «1001 тур» и «Велл» распространили открытое письмо с заголовком «Однополярный туризм». Они упрекнули Coral Travel в «навязывании невыгодных условий российскому бизнесу» на том основании, что туроператор не стал обсуждать с ними их собственные предложения. Шкалу комиссионного вознаграждения авторы назвали дискриминационной, считая, что Coral должен предлагать равные условия сотрудничества независимым агентствам и собственной рознице. Подробностей не было, но по неофициальной информации, самым веским поводом для обращения стало весеннее снижение максимальной планки комиссии независимым сетям на полпроцента – до 12,5, в то время как собственная розница получает 13% плюс бонусы.
Ответ от Coral поступил 2 июля в формате пресс-релиза. Заявления агентств туроператор расценил как ультиматум и попытку давления с целью получения дополнительных преференций.
При этом обе стороны подчеркивали готовность к диалогу, как бы оставляя надежду на скорое разрешение конфликта. Представители некоторых сетей, к тому же, уверяли, что в Coral их просто неправильно поняли: мол, никакого ультиматума не было, текст их обращения неточно перевели на турецкий. Но примирения не произошло. Спустя пять дней после краха «Невы», 21 июля, управляющая компания «Горячие туры» сделала рассылку по зарубежным (в частности, турецким) отелям и тем самым сожгла мост к отступлению. Цитата: «Туроператор «Нева», прекративший свою работу, был застрахован в страховой компании «Восхождение», в которой с 1 сентября 2014 года получил финансовое обеспечение ООО «Корал Тревел», что также вызывает настороженность ситуацией вокруг данного туроператора». И еще одна: «В ближайшие дни будем вынуждены обратиться к вам с просьбой подтвердить оплату проживания наших туристов туроператорами, работающими под маркой Coral Travel и Sunmar». С поправкой на восточный менталитет можно было предположить: намеки на несостоятельность без ответа не останутся.
И действительно, 25 числа туроператор разослал по агентствам сообщение о прекращении сотрудничества. Правда, вместо семи указал УК только трех сетей: «Горячие туры», МГП, «Группа компаний Спутник». «Причиной данного решения явились необоснованные действия компаний, направленные на получение особых преференций сотрудничества, а также несоблюдение элементарных норм деловой этики», - указано в письме. Остальные четыре сети, с которыми возник конфликт, не упоминались. Наблюдатели предположили, что в рядах протестующих произошел раскол и не включенные в «черный» список компании все-таки договорились с Coral Travel, но уже 29 июля эти предположения были опровергнуты. Сеть Global Travel опубликовала заявление – сотрудничество с Coral приостановлено. Тоже самое сообщили в «Тревел Бизнес Сервис». Топ-менеджеры этих сетей, Сергей Самохвалов и Рашад Мамедов, добавили, что Coral ведет себя неэтично: мол, его представители переманивают агентства во франчайзинговую сеть туроператора на льготных условиях.
Тест на управляемость
Из всего этого можно сделать вывод: конфликт обострился до предела, его участники, что называется, пошли на принцип и готовы нести потери. Кто теряет больше, неизвестно. Сетям, вероятно, недостает продукта Coral Travel (по их собственным оценкам, в структуре продаж на долю этого ТО приходилось до 30%). А что касается туроператора…С одной стороны, вряд ли его фирменная сеть способна в полной мере компенсировать уход сетевых агентств. С другой – благодаря этому конфликту у него появилась возможность прозондировать реальное влияние и управляемость бастующих объединений. В июле корреспондент TourDom.ru провел эксперимент: под видом покупателя обзвонил несколько франчайзинговых агентств из объединений санкционного списка. Выяснилось, что туры от Coral там по-прежнему продают, в обход запретов и рекомендаций управляющих компаний.
Если туроператору удастся перестроить сбыт и переключить на себя франчайзи из опальных сетей напрямую, то на рынке будет создан важный прецедент, который в будущем способен кардинально изменить сложившийся расклад сил в пользу производителей туруслуг.
Другие крупные игроки, конечно же, наблюдают за развитием событий и, могут воспользуются результатами этого «тест-драйва». Туроператоры уже давно ищут пути снижения затрат и возможность отказаться от выплат управляющим компаниям агентских сетей, как и освобождение от повышенных обязательств перед их участниками – большой соблазн. К тому же, в туроператорской среде давно растет недовольство независимыми розничными объединениями и ЕРЦ. По высказыванию одного из руководителей компаний: «сети буквально берут нас за горло». При этом многие туроператоры зачастую обесценивают своих крупных розничных партнеров, считая их лишними посредниками, не влияющими по-существу на своих франчайзи. Так что если Coral в результате своего эксперимента не потеряет в объемах, а еще и укрепит собственную розницу, вполне возможно его примеру последуют другие туроператоры, имеющие сильные каналы сбыта. В этих условиях неаффелированным с поставщиками сетям предстоит серьезное переосмысление своей миссии и перестройка для повышения уровня влияния на франчайзи, обретения новых преимуществ, которые не могут обеспечить многопрофильные и известные туроператорские бренды. Такой существует прогноз. Стремительно надвигающийся экономический кризис, скорее всего, не позволит в ближайшие пару лет сбыться пессимистическому сценарию, по которому крупный туроператорский бизнес подавит независимые агентские структуры. Однако нет сомнений, что Coral открыл ящик Пандоры и процесс вытеснения туроператорами «не своей розницы» начался.