Как турагентству защитить свои авторские права в Интернете?
Типичный интернет-конфликт: в Курске одно из турагентств считает, что стало жертвой плагиата. Тексты на сайтах обеих турфирм похожи до степени смешения, но за кем приоритет – непонятно. Юристы дали советы, как уберечь контент от воровства, и рассказали о некоторых деталях споров по авторскому праву.
Война клонов
Год назад курская компания «Формула отдыха» занималась обновлением сайта, а для этого, как сегодня говорит директор Иван Мариян, фирма обратилась к бирже ссылок, заключила с ней договор по продвижению своего ресурса. По условиям соглашения партнеры предоставили услуги копирайтера, чтобы он написал «продающие» тексты. Перед специалистом стояла задача подготовить такой контент, который бы помог продвигать ресурс в поисковых системах. То, что получилось, агентство в целом устроило: по ряду ключевых слов ресурс агентства переместился на верхние строчки запросов. Все бы ничего, но в июне уже этого года сотрудники «Формулы отдыха» случайно обнаружили, что их ресурс имеет частичную копию. У конкурента, работающего в Курске под брендом «Оптимист Тура», разделы о компании, а также о преимуществах работы с нею содержат ту же информацию, даже предложения совпадают слово в слово. Идентичны и некоторые интеллектуальные решения по структуре текста.
Сотрудники «Формулы» рассказали, что в ответ на их обращение в «Оптимист Туре» обещали разобраться. Однако меры так и не приняли, сославшись на отсутствие директора до 20 июня. Впрочем, в одном из писем «Оптимист Тур» успел сообщить, что менять на сайте ничего не будет. Корреспонденту HotLine.travel пояснили: их ресурс формировался также год назад, информацию программист черпал с просторов Интернета, но сайт «Формулы отдыха» при этом им вовсе не использовался.
Попытки сравнить тексты при помощи доступных в Сети ресурсов показали корреспонденту HotLine.travel, что по крайней мере частично тексты действительно совпадают, а некоторые фрагменты контента «Оптимист Тура» отсылают на сайт «Формулы отдыха».
Авторское право имею!
Специалисты называют эту ситуацию типичной. Объектами споров о нарушении авторских прав может являться не только текст, сообщает юрист Георгий Мохов, но и, например, дизайн и программный код сайта: его структура, расположение информации. Чтобы иметь возможность пресечь заимствования, он советует прежде всего официально заключать договоры на проведение работ, результатом которых впоследствии станет уникальный продукт – скажем, текст.
Пока дело до суда в Курске не дошло. Но если бы это случилось, говорят эксперты, Фемиде, дабы установить правоту, пришлось бы разбираться. И вот здесь хорошим подспорьем окажется договор, устанавливающий первоисточник публикации. Он у «Формулы отдыха», судя по словам представителей компании, имеется. И номер заказа с написанным текстом, ставшим результатом соглашения, тоже.
Руководитель консультационной компании «Бизнес-Консульт-Сервис» Владислав Быханов отмечает важность первоочередности: кто первым разместил на сайте информацию, тот и автор. Документы, подтверждающие очередность, тут как раз кстати. Их суд, скорей всего, примет в качестве доказательства, а вот если отношения официально не оформлялись, то заявить о своих правах будет много сложнее: с перепиской по электронной почте с автором судья, может, и ознакомится, но вряд ли рискнет положить ее в основу своего решения.
Опять же, говорит эксперт, важно понимать, является ли текст эксклюзивным или он содержит данные, например, о надежности туркомпании, ее преимуществах, которые могут являться характерными чертами также и ее конкурента, а потому не быть уникальными.
Наверняка многие сталкивались с ситуацией, когда информация, изготовленная с любовью и со знанием дела, вдруг оказывалась в чужих руках. И при этом под другим именем и авторством. Редакция HotLine.travel предлагает рассказать, как вы отстаивали свои права и чем это закончилось.