Инна Бельтюкова и Ирина Крюкова – за, Михаил Шаманов и Людмила Пучкова – против. А что думаете вы?
Как вы наверняка знаете из новостей на TourDom.ru, сегодня Ростуризм заявил о намерении бороться с демпингом. Выявлять туроператоров, которые предлагают заниженные цены, и пресекать такую деятельность. Как вы относитесь к этой инициативе со стороны отраслевых чиновников? Участвуйте в опросе HotLine.travel. И читайте комментарии других участников рынка, а также предпринимателей, за плечами которых – финансовый крах.
Как работает «Турбарометр»
«Мы будем бороться с попытками демпинга на туристическом рынке», – это заявление главы Ростуризма Олега Сафонова опубликовано сегодня на сайте ведомства.
Технически предполагается действовать так. На базе ассоциации «Турпомощь» действует проект «Турбарометр», который еженедельно поставляет информацию о ценовой политике основных участников рынка на ключевых туристических направлениях.
При помощи «Турбарометра» отслеживаются случаи длительного занижения цен – не краткосрочные акции и спецпредложения, а продажа турпродукта ниже себестоимости с большой глубиной, на периоды активного спроса. В случае сомнительных показаний «Турбарометра» предполагается запрашивать у туроператоров разъяснения касательно их ценовой политики.
В беседе с корреспондентом HotLine.travel директор «Турпомощи» Александр Осауленко пояснил, что при необходимости к урегулированию таких ситуаций будут привлекаться антимонопольные органы и Роспотребнадзор. «Никто не хочет повторения 2014 года», – отмечает г-н Осауленко, напоминая о серийных туроператорских банкротствах позапрошлого сезона.
Что думают об инициативе Ростуризма сами предприниматели, которые вынужденно остановили бизнес в 2014 году, а также их предшественники? Считают ли они демпинг причиной своих проблем и абсолютным злом, с которым надлежит бороться на государственном уровне?
Демпинг – зло. Но...
«Очень нужное начинание. Давно бы так сделали, многие хорошие туроператоры были бы живы, – говорит Ирина Крюкова, бывшая владелица компании «Роза ветров Мир», которая полтора года провела под домашним арестом. – Столько фирм рухнуло, но всё продолжается: снова Греция за 160 € в высокий сезон, и это по-прежнему воспринимается как нечто обыденное... Правда, я не вижу, как Ростуризм на практике может бороться с демпингом – доказывать конкретные факты. Ведь любой участник рынка, которого обвинят в некорректной ценовой конкуренции, всегда может ответить, что это не демпинг, а особая экономика бизнеса».
Михаил Шаманов, бывший совладелец авиаброкерской компании «Идеал-тур», которого обвиняют в банкротстве туроператора «Лабиринт», согласен: демпинг – это зло. Но считает, что вмешательство государства в ценообразование туроператоров ни к чему хорошему не приведёт. Напротив, возникнет новая почва для коррупции, для разделения рынка на приближённых и аутсайдеров. Кроме того, если предпринимателей вынудят раскрыть информацию о контрактинге, то неизбежна утечка коммерческих данных к конкурентам. «А больше всего в заявлении Ростуризма меня настораживает формулировка о том, что следует «не допустить создания новых финансовых пирамид», – резюмирует Михаил Шаманов. – Я против развешивания ярлыков. Ведь клише «пирамида» сплошь и рядом ставят на логичные и здоровые модели бизнеса, сторонние наблюдатели просто не понимают их логику. Именно так произошло в моём случае».
Что думают предприниматели, чьи компании покинули рынок в прежние годы? Людмила Пучкова, экс-руководитель компании «Ланта-тур вояж», вспоминает, что подобные заявления от чиновников уже звучали в недавнем прошлом, но «такой популизм никогда не приводил ни к чему, кроме имитации заботы об отрасли».
За что бороться?
А вот Инна Бельтюкова, автор проекта «Капитал Тур», ныне председатель совета директоров «Инна Тур», высказалась об инициативе Ростуризма положительно: «Для формирования цивилизованного рынка необходимо адекватное регулирование со стороны государства. В российском туризме этого никогда не было, возможно, здесь и кроется причина системного отраслевого кризиса. Но за рубежом есть успешный опыт антидемпинговых мер, и его следовало бы учесть».
Другие действующие игроки рынка восприняли антидемпинговое заявление Ростуризма неоднозначно. Очень сложная задача, неясны пути её решения, отметили гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная и коммерческий директор TEZ Tour Александр Буртин. Но признают, что сама идея благая, бороться с демпингом в туризме надо. «Это разрушительное для рынка явление, – отметила г-жа Подгорная. – Причём страдают чаще всего не те компании, которые наиболее активно демпингуют. У них обычно есть финансовая подушка безопасности. А вот средние и нишевые компании, ведущие корректный бизнес, не выдерживают ценового прессинга и уходят».
Особое мнение – у гендиректора Space Travel Артура Мурадяна. По его мнению, бороться надо не против демпинга, а за финансовое здоровье участников рынка – смотреть их финансовую отчётность и принимать меры к предприятиям, которые находятся в группе риска.
Что по поводу антидемпинговой политики Ростуризма думаете вы? Должно ли федеральное агентство вмешиваться в ценообразование туроператоров? Могут ли такие меры быть результативными? Участвуйте в опросе.