Часть 3. 2004-2006 гг.
Сейчас кажется, что эти три года – с 2004-го по 2006-й – золотая пора в развитии туристического бизнеса. На мировом рынке дорожает нефть, экономика страны укрепляется, покупательная способность населения растет – и его туристические аппетиты, конечно, тоже. Операторы оснащаются новейшими информационными технологиями и, как утверждают эксперты, по этому критерию начинают даже обгонять своих коллег с Запада. Чартерные авиакомпании ввозят в Россию иномарки, а ведь совсем недавно это казалось утопией…
Но ощущения идиллии не было, да и быть не могло. Конкуренция нарастала быстрее, чем турпотоки. Те, кто не выдерживал гонки, уходили из бизнеса, а порой и из жизни. По численности банкротств эти три года идут за две пятилетки, а по накалу лоббистской борьбы за влияние в отрасли – вообще не имеют прецедентов.
2004 год
ФЕВРАЛЬ–МАРТ. В туризме наступила эпоха информационных технологий. Туроператоры связывают с ними свои мечты о «мировом господстве», некоторые турагенты потихоньку паразитируют на их сайтах (1), а держатели поисковых систем и разработчики софта пытаются состыковать упомянутые сайты в единые онлайновые дистрибутивные площадки (2), чтобы получить контроль над магистральными артериями сбыта. Сегодня это воспринимается, как сюжет Стругацких.
Розничные фирмы регистрируют доменное имя, схожее с названием раскрученного ТО. Пользователь сети ошибается на одну-две буквы, набирая адрес желаемой компании, и попадет на другой сайт. «Недовольным операторам я могу дать совет: не работать с частными клиентами», – говорит сотрудник «Интер Тур», который в паутине камуфлируется под Ланту, «Натали» и PAC Group. «А вообще, малоприбыльное это дело. Не более одного туриста в день мы получаем через Интернет "по ошибке"», – признается Сергей Ватутин, руководитель «1001 Тура» (интернет-сателлит VKO Travel и TEZ TOUR).
К созданию онлайновых дистрибутивных систем разными путями идут пять команд: «Мегатек» + «Самософт», «Туральянс», Андрей Озолинь со товарищи, «Туры.ру», «Интехноком» («дочка» АФК «Система»). Каковы их шансы на успех? В этом контексте вернемся к вопросу о самом существовании в туризме онлайна. А он – как НЛО, якобы многие его видели и даже вступали в контакт, но по формальным признакам этого быть не может. Хотя бы из-за отсутствия условий для электронных взаиморасчетов. Розалия Родина («Туры.ру») признает проблему неразрешимой, а вот Андрей Озолинь (SpyGlass) ищет выходы, прорабатывая самые экзотические варианты. Например: «Наш курьер едет в агентство и, как только получает деньги, звонит в офис. Дает сигнал. Все, путевка продана». Каков онлайн, а?..
МАЙ. В ходе очередной административной реформы Владимир Стржалковский со своей командой оказались временно отстраненными от власти. Туротрасль перешла из-под Минэкономразвития в Федеральное агентство по физкультуре, спорту и туризму при Министерстве здравоохранения и соцразвития. Возглавивший новую структуру Вячеслав Фетисов начал с того, что созвал Всероссийское совещание по туризму, которое долго и бурно обсуждалось в кулуарах.
«В списке приглашенных на совещание 22 апреля отсутствовали представители Турдепартамента МЭРиТ, а также приближенные к нему операторы. На встрече звучала жесткая критика в их адрес. Значит, бывшая турвласть с нынешней не контачат. Об этом можно было догадаться и по другим признакам. В одном из интервью «ГЛ» руководитель Турдепа Натэла Шенгелия сказала: «Ни один нормальный человек от бизнеса не испытывает радости, что туризм теперь будет под спортом, да еще и в Минздраве».
Главный вопрос так и остался висеть в воздухе. Кто? Кто в составе Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму будет заниматься индустрией путешествий?
PS: Вскоре после выхода в свет этого номера «ГЛ» стало известно: лоббистские усилия «старой власти» увенчались успехом. Туризм перешел в ведение отдельного федерального агентства с Владимиром Стржалковским во главе и с подчинением непосредственно премьер-министру.
АВГУСТ. В «ГЛ» появился новый формат – рубрика «Здоровый интерес», в которой читатели могут задавать экспертам и редакции любые вопросы. Даже личные.
Правда ли, что сын Людмилы Пучковой женился на американке, и кто она?
Отвечает Людмила Пучкова, президент Ланта-тур вояж:
«Действительно, мой сын женился на американке русского происхождения. Ирина занимается логистикой, закончила экономический факультет университета штата Тенесси (США). А познакомились они, будучи первокурсниками экономического факультета МГИМО».
ОКТЯБРЬ. Игра на понижение цен в туризме достигла такого накала, что «ГЛ» открыла тотализатор: эксперты делают ставки на минимальные тарифы по массовым направлениям в течение предстоящего месяца. Те, чьи прогнозы подтверждаются, по итогам года получают от редакции свидетельство «Эксперт "ГЛ"» и приглашение в экспертный совет журнала.
Директор по продажам Space Travel Сергей Овчинников: «Делая ценовой прогноз по ОАЭ, приходится учитывать: чартерные рейсы на направлении стартуют как раз в октябре, и все ожидают от авиакомпаний повышения тарифов как минимум на $40 за билет. Гостиницы среднего уровня если повысят тарифы, то незначительно. А вот дефицитные высококлассные отели теперь дороже на 10–40%, чем год назад. Все эти изменения скажутся уже в октябре. Так что нижний ценовой порог будет такой: 3* – $460, 4* – $550, 5* – $580».
ДЕКАБРЬ. В редакцию «ГЛ» обратился Владимир Сибиряков, который в течение нескольких месяцев уходящего 2004 года возглавлял Управление туризма Федерального агентства по физкультуре, спорту и туризму. С его подачи на страницах журнала разгорелась дискуссия о проблемах отраслевого законодательства.
«Чтобы участники рынка действовали в соответствии с действующим законом о туризме, необходимо ввести систему депозитов, банковских гарантий для агентских и операторских структур!» – говорит руководитель отдела маркетинга UTE Megapolus group Дмитрий Фесик. Вторая по значимости проблема – лицензирование туристической деятельности. «Сейчас так легко получить лицензию, что маленьких и некомпетент-ных компаний развелось огромное количество, – вздыхает Ирина Холо-дова из московского агентства «Экстра М». – Иной раз долго думаешь, от какой фирмы отправить клиента в поездку, чтобы потом он не вернулся к тебе в офис с автоматом».
2005 год
ЯНВАРЬ. Первая «ГЛ» за этот год возвращает нас к самым трагическим событиям в истории мирового туристического рынка. Цунами в ЮВА.
Туротрасль кидало из крайности в крайность: сначала поставщики требовали 100-процентных штрафных санкций с агентов за аннуляции туров на разрушенные курорты, затем турвласти объявили туроператорам о том, что на них самих лежит ответственность за полный возврат средств по несостоявшимся турам. А Госдума, вернувшись с каникул, заявила, что серьезно возьмется за туризм и уже до марта рассмотрит законопроекты, коренным образом меняющие отраслевой уклад.
Реплики из обсуждения темы на форуме «Курилка» www.TourDom.ru
Ramzes: «Операторы, кто штрафы выставляет, хотя бы вели себя достойно, а то трубки бросают, с начальством не соединяют, на официальные письма отвечают устно менеджеры... Будьте цивилизованнее...»
Papa: «Иногда корректность покидает. Если вы не понимаете, что такое одновременно 150– 200 конфликтов, в которых прав турист, помолчите. Мне на хрен не нужна реклама, тем более на такую аудиторию, как вы лично. Все новые проекты свернуты. Масштаб последствий сопоставим с жертвами кровавой войны. Несколько ТО загоняют себя, туристов, агентства в угол. Глупость, как правило, не самоидентифицируется. Ваш случай».
АПРЕЛЬ. Журнал поднимает тему, острую для каждого владельца турфирмы. Воровство персонала – причины и способы.
Для человека, который способен украсть, такая возможность предоставляется на каждом этапе туристического бизнеса. Например, специалисты по сбыту авиабилетов изобрели простой и циничный способ левых заработков. Компания поднимает рейс и заявляет стоимость перевозки – допустим, $220 за кресло в блоке. Продажи идут активно, но руководитель чартерного отдела часть мест придерживает – «маринует». А ближе к вылету говорит начальнику: «горим», надо распродавать кресла по $180. И распродает – людям, с которыми заранее договорился поделить разницу в стоимости «свежих» и «маринованных» билетов (в данном случае она составляет $40). Существуют даже специальные «клубы», в которых менеджеры обсуждают, какую часть мест на том или ином рейсе придержать и по каким тарифам потом реализовывать.
МАЙ. Вы помните Валентина Ганина? Это создатель фирмы «Транссшоу», которая работала на рынке с 1992 г., открывала для туристов такие направления, как Куба, Марокко, Индия. Весной 2005-го ее руководитель добровольно ушел из жизни.
В предсмертной записке он объяснил свое решение проблемами в бизнесе, которые могут повредить семье. Но «просто долги» для бизнесмена не повод прощаться с жизнью. Пусть даже речь идет о $800 тыс. (такую цифру называет Алексей Забиров, адвокат вдовы). Даже если бы на руководителя «Транссшоу» завели уголовное дело, доказать его злой умысел и тот факт, что он положил деньги клиентов в карман, было невозможно. Может, сама мысль о грядущем позоре была для Валентина невыносима? Не потому ли он ушел из жизни, что амбиции не позволяли признать финансовый и моральный крах?
АВГУСТ. В турфирмы стали часто заглядывать представители правоохранительных органов. Увы, не за путевками. «ГЛ» инструктирует читателей о том, как вести себя в случае неожиданной проверки.
Оперативники чаще интересуются гендиректором и бухгалтером, но могут взяться и за рядовых сотрудников. Задача последних – проявлять неосведомленность и адресовать проверяющих к руководству. От общения с милиционерами всегда можно уклониться: «Сейчас говорить не буду. Вызывайте повесткой». Далее, вы имеете полное право, сославшись на ст. 51 Конституции, проигнорировать вопрос «Какая у вас зарплата?» или «Почему при окладе $200 вы ездите на иномарке?». Грамотно уйти от ответа безопаснее, чем наспех придумывать объяснения.
ОКТЯБРЬ. Туризм говорит об «Интурмаркете». Выставка еще находится в проекте, а отрасль бурно обсуждает ее происхождение, возможные преимущества и недостатки.
Один квадратный метр необорудованной площади на «Интурмаркете» продается за 190 евро, а на двух других отраслевых выставках цены начинаются где-то от 300 евро, если не считать льготных вариантов для регионалов. Но, на самом деле, это не «Интурмаркет» дешевый, а «Отдых» и MITT довольно дорогие. Конечно, осенняя WTM, проводимая в Лондоне, еще дороже. Зато мартовская ITB (Берлин), как показано на диаграмме, значительно дешевле. А ведь общеизвестно, что это один из самых крупных туристических форумов в мире.
ДЕКАБРЬ. «ГЛ» подводит итоги уходящего года и, в частности, поднимает свежие дела о банкротстве – по их численности 1995-й побил все рекорды.
«Аз тур»
26 сентября туроператор «Аз тур» не вывез из Турции около полутора десятков туристов. Выяснилось, что оператор имеет серьезные долги перед хотельерами (один из них озвучил сумму в $550 тыс.) и принимающей компанией в Турции «Холидей Лиза» (там утверждают, что потеряли $1 млн). ФАТ 27 сентября приостановило действие лицензии оператора «Аз тур». Получить от владельцев турфирмы какие-либо комментарии о возможной компенсации убытков никому не удалось – хозяева просто исчезли, оставив для оправданий генерального директора, не располагающего никакой информацией.
Premier Travel Services
Проблемы у этого оператора накапливались постепенно, а последней каплей стала ошибка при расчете корпоративного тура в Тунис. После того как группа была отправлена в страну, выяснилось, что Premier не перевел деньги ни за ее перелет, ни за свой постоянный блок, который держал на том же рейсе. Вывозить туристов вновь пришлось партнерам, в данном случае – «Мегаполюс Авиачартеру». Его потери вкупе с убытками ВАО «Интурист», на рейсах которого Premier тоже имел блоки мест, оцениваются в $120–150 тыс.
2006 год
ФЕВРАЛЬ. Туристический рынок впервые столкнулся с острым дефицитом перевозки и ценовым диктатом со стороны авиакомпаний. Одни заказчики рейсов размахивают шашками, другие уже поняли: сопротивление бесполезно, надо приспосабливаться.
Аналогично «Континентальным а/л» откорректировали прайсы KrasAir, «Сибирь» и другие перевозчики их формата; а «Трансаэро» и «ВИМ-авиа» заявили еще более высокие притязания. «Рост тарифов колоссален. Хорватия и Греция подорожали на 40%, Тунис – на 50! – утверждает Михаил Шаманов, руководитель «Мегаполюс Авиачартер». – Это сговор, я думаю, он инициирован Рашидом Мурсекаевым». «Нет, Рашид заявил мне прямо: тарифного соглашения он ни с кем не заключал, – возражает Алексей Молоканов, глава RCC. – И я верю. «ВИМ» и «Трансаэро» вряд ли когда-нибудь договорятся».
ИЮНЬ. В туризме – новое обострение интереса к сетевой рознице. В поисках гарантированных каналов сбыта многие крупные операторы сочиняют вариации на тему агентского франчайзинга. Но есть и такие, кто уже разочаровался в этом бизнесе.
Владельцы «Куда.ру» продали четверть активов предприятия за $13,6 млн, а сами за $5,5 млн приобрели МГП, в последний момент перехватив его у «Интуриста». Казалось бы, если сети продаются за такие деньги, да как бы еще нарасхват, то сомнений в их перспективности быть не может. Но есть и другая точка зрения.
«Сегодня я не вложил бы в розничную сеть ни доллара», – говорит руководитель «Натали Турс» и владелец сети «Гринекс» Владимир Воробьев. «Инерция еще лет пять будет работать на сетевую парадигму, но, вообще, она уже не станет доминирующей силой на рынке», – подтверждает бывший владелец МГП Андрей Озолинь.
АВГУСТ. Сочи ходит в кандидатах на проведение Олимпиады-2014. Победа кажется утопичной, однако бизнесмены от туризма уже подсчитывают в уме, какие им светят прибыли и убытки.
Высший пилотаж – купить под отель участок, который еще стоит по-божески, но скоро подорожает. Так случится с территориями, где пройдут новые автострады из Сочи в Красную Поляну. А вот вокруг земель, отведенных под строительство олимпийских объектов, события могут разворачиваться по сценарию столичного Бутово. «Только учитывайте южную ментальность, – отмечает Роман Демиденко, директор сочинской турфирмы «Дар и Ко». – Люди здесь горячие, много выходцев с Северного Кавказа... Не дошло бы до конфликтов».
«Не дойдет. Я, член Общественной палаты Сочи, заявляю это со всей ответственностью», – констатирует Юрий Чесноков, полковник ФСБ, председатель правления местного отделения Ассоциации работников правоохранительных органов (АРПО), которая тесно взаимодействует с гостиничным бизнесом.
ДЕКАБРЬ. Рынок – на пороге внедрения системы фингарантий. И в состоянии раскола: противники этой самой системы (в ее проектном варианте) сплотились вокруг президента РСТ Сергея Шпилько, а ее сторонники демонстративно вышли из упомянутого союза и образовали свой собственный – АТОР. Вы еще помните, в какой буре эмоций он появился на свет?
По инициативе немногочисленной группы крупных ТО в «Президент-Отеле» собрались владельцы и руководители 42 московских турфирм. Присутствовал и Владимир Стржалковский, но «исключительно как гость», что особо подчеркивалось. Потом было сделано заявление для журналистов отраслевых и центральных СМИ. С прессой общались Владимир Воробьев («Натали Турс»), Владимир Канторович («КМП-групп»), Алексей Каширский («Нева»), Евгения Конколь («Спектрум»), Андрей Игнатьев (BSI group), Алексей Крылов (UTS), Карен Гончаров (DSBW) – все, кстати, члены и в прошлом даже активисты РСТ. Они распространили среди журналистов проект резолюции, обсуждавшийся на совещании, предложив отнестись к нему «с пониманием» – мол, многовато здесь эмоций. В своем первоначальном виде это пламенная речь против РСТ, который обвиняется в «ожесточенной контрпропаганде» против законопроекта о фингарантиях. Завершается документ словами: «Вопреки клевете наших противников, мы не сможем (да и вряд ли когда-нибудь захотим) монополизировать рынок. Сейчас мы должны приложить все наши усилия, чтобы предложенный Ростуризмом механизм фингарантий был воплощен в новом законе и заработал... Мы объявляем о нашем решении приостановить членство в РСТ и приступить к созданию Союза российских туроператоров».
Продолжение следует...