Увы, не первый туроператор за последние три года объявляет о приостановлении деятельности. Но для агентов это каждый раз оказывается колоссальным стрессом и каждый раз непонятно, что делать, как быть, куда бежать. На FAQ (Frequently Asked Questions – самые частые вопросы) по «Асенту» отвечает руководитель претензионно-искового отдела «Персона Грата» Александр Байбородин.
Какие права есть у пострадавших туристов и агентов? Какие действия стоит предпринять уже отправившимся на отдых туристам и туристам, которые еще не вылетели?
В связи с тем, что информация по ситуации с туроператором постоянно меняется, комментарии пока могут носить только общий характер, так как делаются на основе практики прошлых случаев.
Турагентам стоит начать с того, что сохранять максимальный контакт с клиентами – в том числе помогать в составлении всех необходимых документов. При высокой стоимости заявки рекомендуем изначально привлечь к сопровождению ситуации юриста.
Внимание!
Турагент заинтересован в том, чтоб турист получил либо возврат денежных средств от туроператора, либо возмещение от страховщика. Ведь если турист не получит деньги ни от одного, ни от другого, такой клиент может подать в суд на турагента. Вне зависимости от положений закона и от наличия или отсутствия основания для привлечения агента к ответственности, вне зависимости от того, чем кончится суд - первоначальное право выбора ответчика принадлежит потребителю (заказчику туристского продукта или туристу).
В зависимости от ситуации можно донести до сведения клиентов тот факт, что мирный способ разрешения конфликта (обращение к страховщику, возврат денег туроператором) предпочтительней и быстрее, чем судебный спор, который может продолжаться от 6 месяцев до года и имеет неясные перспективы.
С юридической точки зрения согласно положениям Федерального Закона «Об основах туристской деятельности» турагент не несет ответственности при исчезновении туроператора. Имеется судебная практика по освобождению турагентов от ответственности в случаях, когда услуги не были оказаны прекратившим деятельность туроператором.
Внимание!
Существует большое количество прецедентов, когда взыскание осуществлялось с турагентов в связи с неправильно оформленным договором с туристом (неправильно прописана ответственность, не указан туроператор). Рекомендуем позаботиться о правильном оформлении своего договора.
Пострадавших туристов в данном случае можно разделить на две категории – те, кто уже отправился на отдых, и те, у кого дата вылета ещё не наступила либо наступила, но вылететь они не смогли.
Туристы, уже отправившиеся на отдых
Если туристов благополучно разместят и обеспечат обратный вылет – проблем никаких нет, повод для дальнейших действий отсутствует.
Однако чаще у таких клиентов возникают довольно острые сложности, требующие срочного решения, например, в виде необходимости повторной оплаты отеля и/или обратных билетов.
Если произойдет чрезвычайное происшествие в виде выселения из отеля или отсутствия билетов на обратный вылет, туристы могут на месте повторно приобрести услуги за свой счет и потом потребовать у страховщика возмещения в рамках фингарантий;
Внимание!
Стоит иметь в виду, что в рамках фингарантий требовать возмещения ущерба может в первую очередь заказчик туристского продукта, турагенту получить со страховщика средства в возмещение, например, купленных им для туриста обратных билетов, будет трудно, если не сказать невозможно.
Туристы, так и не отправившиеся в путешествие
В связи с имеющейся информацией о выплатах по аннулированным заявкам поступает вопрос:
Стоит ли аннулировать заявки на будущие вылеты?
Внимание!
Следует учитывать, что при аннуляции заявки страховщик может отказать в выплате страхового возмещения (так как юридически обязанности туроператора оказать услуги после аннуляции прекратятся - останутся только обязательства по возврату денег, а ответственность по этим обязательствам не застрахована).
Иными словами, в случае если страховщик будет стремиться снизить объем выплат и формально подходить к рассмотрению дел, выплаты могут производиться только по забронированным турам, а по аннулированным - нет.
Вместе с тем, турагент может направить в адрес туроператора запрос о состоянии дел по конкретной заявке с просьбой подтвердить готовность оказать услуги, либо осуществить возврат денег, либо представить письменный отказ от исполнения обязательств для обращения в к страховщику.
Вылет у туристов только в августе (сентябре, октябре), стоит ли аннулировать заявку, стоит ли уже сейчас обращаться в страховую?
Рекомендации по аннуляции заявки даны выше.
Документы для обращения к страховщику можно собирать уже сейчас.
Туроператору следует направить запрос о состоянии дел по конкретной заявке, добиться получения от туроператора письменного отказа от исполнения обязательств.
При наличии письменного отказа туроператора от исполнения обязательств существуют прецеденты выплат от страховщиков до наступления страхового случая (хотя есть и обратная практика, когда страховщики не производят выплат до наступления дат начала поездки). Поэтому обратиться в страховую будет не лишним.
Будут ли производиться выплаты по частично оплаченным заявкам?
Закон не дает окончательного ответа на данный вопрос. Практика по данному вопросу разнообразная, во многом это будет зависеть от усмотрения страховщика. В случае значительной стоимости заявки рекомендуем представить документы юристу на экспертизу.
Какие документы могут потребоваться в будущем для обращения к страховщику?
В общем виде перечень документов представлен в ст. 17.5. Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ».
Вместе с тем, на практике страховщики как правило запрашивают дополнительные документы, по-разному трактуя положения закона.
Ниже приведен примерный список документов, который на практике запрашивался страховщиками при уходе с рынка туроператоров в недавнем прошлом.
1. Требование о выплате страхового возмещения, подписанное заказчиком
2. Копия паспорта заказчика туристского продукта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала указанных документов);
3. Копия договора заказчика туристского продукта с турагентом (с предъявлением оригинала).
4. Документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный заказчиком туристского продукта - чеки, квитанции об оплате, счет на оплату, платежка/чек/иной платежный документ (оригиналы)
5. Копия договора турагента с туроператором, включая все приложения и дополнения к нему (с предъявлением оригиналов документов);
6. Платежные документы, подтверждающие движение денег от турагента к туроператору по конкретной заявке.
7. Запрос туроператору о возврате денежных средств.
8. Копия письма туроператора об отказе туроператора исполнить свои обязательства или осуществить возврат денежных средств по заявке, при этом в письме должно быть зафиксировано: поступление конкретной суммы денег по конкретной заявке с указанием номера заявки, фамилии туристов иных существенных данных.
9. Нотариально удостоверенная доверенность от заказчика тура (того, кто указан в договоре и оплачивал тур в агентстве) на директора агентства и иных лиц, которые будут обращаться в страховую компанию.
Внимание!
Исходя из имеющегося опыта взаимодействия со страховщиками, большое значение имеет оформление представленных выше документов – договоров, платежных документов.
Более того – достаточно большое количество отказов в выплате происходило в связи с неправильным оформлением заявки на бронирование, отсутствием в ней сведений.