Юрист Владимир Вепренцев считает, что туристам, имеющим претензии к «Ланте тур вояж», нужно смелее отстаивать свои права. Он уверен: надо не мешкая обращаться в суд.
Что делать потребителю?
Случилось неизбежное: ровно месяц средства массовой информации пытались убедить нас в том, что туроператор «Ланта-тур вояж» сможет выбраться из долговой ямы… Но – не смог, несмотря на вмешательство государства.
Сейчас не стоит вспоминать, почему туристам, пострадавшим от «Капитала», никто не помогал, хоть их и было намного больше, почему они не смогли получить хотя бы минимального возмещение за счет страховой компании «Инногарант». Что случилось, то случилось.
Речь о том, что делать новой волне обманутых потребителей.
Сегодня с экранов телевизоров и всевозможных интернет-порталов нас убеждают в том, что финансового обеспечения в сумме 100 млн рублей на всех – 6000 человек – не хватит, поскольку уже заявлены требования на сумму в 300 млн, и это еще не все, так как многие пока просто не обратились в страховую компанию. Но так ли это на самом деле?
1. До сих пор от самого туроператора не поступало никакого официального заявления о количестве реализованных «пустых» туров и их суммарной стоимости. По какой причине? Представляется, что это вопрос правоохранительных органов.
2. Предположим, что средняя стоимость тура на человека около $1000. Тогда получается, что сумма уже заявленных требований должна быть порядка $6 млн, то есть около 180 млн рублей. Но откуда же требования на 300 млн?
Я вижу ситуацию следующим образом.
1. Создается общественное мнение, в силу которого на момент, когда Ингосстраху придется платить по счетам, турист согласится на любую предложенную ему компенсацию: «Ну да, не повезло, вернули копейки, но ведь я не один такой». Вряд ли после этого человек станет обращаться в суд за установлением объективной истины.
2. Кто-то (и сколько таких будет неизвестно) получит отказ от Ингосстраха в страховом возмещении по причине ненадлежащего оформления документов, представленных на рассмотрение. Пойдет ли и такой турист в суд? Ответ, см. пункт 1.
3. Кто-то вообще не станет подавать документы в Ингосстрах: «А какой в этом смысл, если очевидно, что уже сейчас денег и так не хватает?».
Но если вы действительно хотите хотя бы попытаться докопаться до истины, то единственный вариант – не мешкая обращаться в суд. Тем более что закон не запрещает туристу сделать это наравне с подачей документов в страховую компанию. Как известно, потребитель освобожден от уплаты госпошлины (при цене иска до миллиона рублей), поэтому больших расходов удастся избежать. Ответчиками следует вызывать и «Ланту-тур», и Ингосстрах. К первому заявляете любые требования (возмещение неустойки, компенсацию морального вреда и пр.), ко второму – требование о возмещении исключительно реального ущерба, то есть той суммы, которую вы заплатили за тур.
Только суд сможет затребовать документы от Ингосстраха, надлежащим образом подтверждающие действительную часть выплаченной им в пользу туристов компенсации.
Не исключено, что и в суде вы не добьетесь правды. Но, по крайней мере, вы будете уверены в том, что сделали все, от вас зависящее, чтобы не позволить вас безнаказанно кинуть на деньги!