Туроператоры, принимающие клиентов в Москве, раньше с городской администрацией почти не контактировали. Москомтуризма награждал их премией «Путеводная звезда», раз в несколько лет собирал на какие-то совещания, тем и ограничивался. Предприниматели не возражали. Ведь что им, в принципе, надо от власти? Чтоб работать не мешала. Но от новых людей в городском правительстве рынок все-таки ждет чего-то большего. В московском туризме сами собой решились две застарелые проблемы: дефицит номерного фонда и завышенные цены на размещение. Теперь найти место в гостинице реально в любые даты, и управляющие стали сговорчивее. А дело в том, что турпоток падает на протяжении последних двух лет. Чтобы переломить тенденцию, выйти на уровень 2008 года и уж тем более превысить докризисные показатели, надо вообще-то решать задачи федерального масштаба. Это вне компетенции Москомтуризма, но он все-таки может сделать много полезного для рынка. А начинать надо с вопросов маркетинга и рекламы. Продвижение Москвы на мировом рынке финансируется из бюджета. Немалая часть этих денег идет на участие в зарубежных выставках: стенды в национальном стиле, красавицы в кокошниках – поддержание в массовом сознании привычных клише. Практикуются также пресс-туры, но эффект от них неощутим в потоке плохих новостей о России в мировых СМИ. Лучше применять такую испытанную в аутгоинге форму продвижения, как директорские туры: вывозить в Москву топ-менеджеров иностранных отправляющих турфирм. Показывать отели и экскурсионные объекты, крепить деловые контакты на вечерних мероприятиях. Что касается рекламы, рассчитанной на конечного потребителя.
Тут для начала надо задействовать Интернет: хотя бы сделать современный сетевой ресурс о туристических возможностях Москвы, с календарем событий, полной информацией о средствах размещения, транспорте. А еще нужна волна блогерских публикаций на иностранных сайтах. Элементарные вещи, но пока этого нет, Москва остается вне поля зрения большинства иностранцев. Средний возраст наших гостей – 60 лет: если не брать бизнес-трафик, то к нам едут люди времен холодной войны. Молодых туристов, кроме прочего, останавливает дороговизна. Цена 7-дневного тура начинается от $1200–1400, путешествовать внутри ЕС европейцы могут в разы дешевле, потому что там есть экономичные отели и полноценная лоукост-перевозка. Строить бюджетные гостиницы в Москве никто не будет: слишком дорогая земля. А вот насчет лоукостеров… Для них у нас созданы такие условия работы, что по ценам эти перевозчики мало чем отличаются от традиционных. Проблема административного характера. Так что московское правительство вполне может влиять на ситуацию. В сотрудничестве с федеральными властями, конечно.
И еще одна сфера деятельности для этого тандема. Для европейцев на пути в Россию серьезным барьером остаются визы. Частично снять им стресс могло бы внедрение системы электронного документооборота, которая позволила бы частным лицам подавать заявки без визита в консульства. И надо переложить на московскую почву опыт Санкт-Петербурга, где удалось добиться безвизового въезда на 72 часа для пассажиров круизных судов, в результате туристический трафик значительно увеличился. Понятно, у мэрии есть более насущные задачи: преступность, ЖКХ, дороги, дураки… Туроператоры иллюзий не питают, но коль скоро Москомтуризма сейчас идет навстречу рынку, готовы сотрудничать