В Украине Служба «БАНКО» два года. «Поначалу казалось, будто бьешься о войлочную стену, – тишина и ноль эффекта, – говорит координатор TourDom.ua Вита Саар. – А сейчас мы как родные». Сблизила тема кадров.
Идея первой ярмарки вакансий «ТурКАДРиль» для турбизнеса Украины попала на благодатную почву. На мою почту сыпались письма от работодателей и соискателей, желающих найти друг друга. Встречу назначили на 30 марта, а место предоставили организаторы выставки UITT-2012 «Украина – путешествия и туризм».
«Вы даже не представляете, что иногда читаешь в резюме! – делилась Ольга Колесова, гендиректор «Агентства деловых путешествий и туризма». – Например, на вопрос анкеты «Почему вы хотите работать в нашей компании» человек ответил: «Мечтаю показать весь мир себе и своей семье». Так прямо и написал».
О кадрах руководители украинских турфирм готовы говорить много и горячо, только тронь. Из этих разговоров становится понятно, что специфика местного рынка труда – в значительном перевесе числа резюме над вакансиями. При этом – парадокс! – работодатели не могут найти себе сотрудников: никому не нужны кандидаты без стажа. Они уезжают за опытом за границу рэпами и аниматорами и не возвращаются. Опытных специалистов не устраивает уровень зарплат в Украине. В итоге в компаниях настоящий кадровый голод. Особый дефицит – менеджеры среднего звена.
Карина Яковлева, гендиректор российского кадрового центра Business Travel Job, приехала в Киев, чтобы на ярмарке вакансий «ТурКАДРиль» провести семинар на тему «Работа с кадрами. Как найти и удержать лучших». Она убеждена: нынешняя ситуация не вечна, с ростом числа крупных российских и зарубежных ТО все может измениться.
Надо сказать, на ее семинаре аудитория раскололась. Одни буквально взрывались от возмущения: «У нас все по-другому! Мы, руководители, сами растим менеджера под себя и не хотим, чтобы рекрутеры потом перепродали его!» Другие говорили, что получили от семинара «то, что нужно». По словам Доминики Ивановой, директора по персоналу компании Join Up!, далеко не все туркомпании Украины имеют HR-департаменты, и профессиональная информация в этой сфере очень полезна.
Оценить пользу теории смогли сразу после семинара, непосредственно на ярмарке вакансий.
Вообще для Украины это был совершенно новый формат, никогда прежде персонал в турфирмы не набирали вот так. В большом зале в два ряда стояли столы, за каждым руководитель и кто-то из топов турфирм, к ним выстроились очереди соискателей (по их длине можно было составить рейтинг привлекательности работодателей). Некоторые кандидаты в сторонке готовились к собеседованиям – проговаривали вслух ключевые фразы из своих резюме с выражением в голосе и на лице (да-да, отрабатывали даже мимику); им помогали советами представители SuperJob.ua, они же взяли на себя часть хлопот по приглашению соискателей. Совсем юные девушки от волнения даже плакали. Как на вступительных экзаменах!
Сразу выявились две основные тактики рекрутинга. Представители одних компаний беседовали со всеми кандидатами, никому не отказывали, забирали резюме и обещали после анализа результатов связаться с теми, кто им подходит. Другие прямо на месте фильтровали поток и лучших приглашали для более подробного разговора в офис.
Статистику ярмарки вакансий «ТурКАДРиль» будем подводить позже. Но уже сейчас можно говорить о самых успешных, на взгляд работодателей, сделках.
Компания News Travel подобрала себе менеджера по контролю за качеством с зарплатой от 5 тыс. гривен (порядка 20 тыс. рублей) и представителя в Шри-Ланке с окладом от 500 евро и бесплатными проживанием, питанием и транспортом.
Довольны в «Экспресс-вояж» – они искали менеджера по Италии, а нашли того, о ком и не мечтали, – специалиста по круизам с пятилетним опытом работы.
А до следующей ярмарки вакансии переехали в новую комнату TourDom.ua – «Отдел кадров». Добро пожаловать!