Так ли это? Корреспондент "ГЛ" Екатерина Миронова проверила это: по заданию редакции она провела день среди студентов. Из многочисленных вузов, где есть факультет туризма, я выбрала Московский Гуманитарный Университет (МосГУ) там, говорят, в разное время преподавали практики с именем. В частности, Андрей Игнатьев, Константин Кинель, а ещё - Олег Остроумов.
К нему-то на занятие я и попала. Корпус отделения туризма факультета Международных отношений, культурологи и туризма МосГу оказался небольшим и уютным. Перед первой парой заглянула на нашу профильную кафедру.
На двери - объявление: «Стажировка в Финляндии». А вот и Олег Владимирович. Кстати, личность очень харизматичная, в турбизнесе с 1993 г., работал во многих известных турфирмах и турофисах, преподает больше 10 лет. Спросила его о стажировке – как получилось ее организовать? «Я, как всегда, договорился по своим каналам. Впереди ещё одна стажировка - летняя, в Турции, с известным туроператором», - ответил он. Это сочетание знаний, реального опыта работы и связей, у преподавателей турвузов можно встретить нечасто. «Олег Остроумов – один из немногих. К нам часто приходят и другие практики, но вот учить студентов у них не всегда получается. Поэтому работают большей частью теоретики», - призналась Галина Николаевна, преподаватель «Технологий туризма». Начался семинар для студентов 4-го курса - «Маркетинг в туризме». По сути, это классическая теория в переложении на особенности туррынка. У преподавателя сложная задача: проиллюстрировать сухую и не слишком увлекательную книжную информацию жизненными примерами. Именно так и работал Олег Владимирович. В течение семинара он постоянно держал внимание студентов. «Вы слышали, что круизам в Персидском заливе угрожают пираты?», «Вы в курсе, что российский турбизнес строится, к сожалению, на демпинге?». Увы, не все в курсе, и не все слышат. Несколько моих сокурсниц рассматривали под партой каталог косметики. Ещё две студентки задремали на последнем ряду. Олег Владимирович очень демократичен: не хотите учиться - не мешайте.
На второй паре народ, правда, ожил. И тут стало понятно, что интересуются темой чаще те, кто уже в туризме. Один парень, например, постоянно комментировал: «Мексика? Там лучше всего Канкун продаётся… Кения? Туда «Пегас» чартер ставит…». Как потом выяснилось, у него тётя – директор ТА, и он в «деле» с первого курса. Кстати, у этих ребят есть отличительные знаки – блокноты и ручки с символикой турфирм… Остальные же плохо понимают, зачем вообще пришли в турвуз. Одна девушка, зевая на ходу, вышла читать явно скаченный из Интернета скучнейший доклад о ёмкости рынка. Под конец выступления начала засыпать и я…
«А ты без бумажки расскажи!», - прервал её Олег Владимирович. Но студентка сразу сникла. После семинара я разговорилась с «однокурсниками». «Мы пришли сюда учиться, потому что думали, туризм – это сплошные путешествия», - заявила одна студентка. «Посмотрела на job.ru свою потенциальную карьеру, - сообщила вторая. - К 35 годам могу дослужиться до директора отдела бронирований с зарплатой 50 тыс. максимум. Спасибо, не надо». «А я пойду в туризм. Правда, только если в хороший отель, заграничный…», - добавила третья. «Олег Владимирович, может не надо тогда учить туризму?», - спрашиваю «препода». «Нельзя. Поищите турфирму, где не было бы ни одного нашего, из МосГу! Ди и потом, вы же не представляете себе врача без медицинского образования! Чем туризм хуже?», - отвечает он.