Недавняя трагедия в Ярославле в очередной раз заставила задуматься о состоянии отечественной гражданской авиации. Сокращение числа небольших авиакомпаний и закупка иностранной техники видится самым простым выходом из сложившегося кризиса. Но так ли все просто?
На мой взгляд, проблему этим не решить, нужен системный подход. Государство может выделить средства на закупку самолетов за рубежом, но кто будет на них летать? В России наблюдается существенный дефицит пилотов, тем более для современной зарубежной техники, а переобучение пилота – дело не одного дня. В прошлом году «Аэрофлот» открыл собственный учебный центр по подготовке пилотов на базе летного училища, но многие ли авиакомпании могут позволить себе подобную роскошь? Казалось бы, вывод напрашивается сам собой – дать дорогу крупным авиакомпаниям, но дело ли авиакомпании, готовить пилотов для страны? Без полноценной государственной программы в «пилотном» вопросе не обойтись. Возможно, как временное решение позволить высококвалифицированным иностранным пилотам работать в России.
Представители некоторых авиакомпаний России стали частыми гостями в пустыне Невада, где находится отстойник самолетов, списанных американскими авиакомпаниями. Безусловно, при должной технической поддержке самолет может безопасно летать многие годы, но представляете, сколько стоит полноценно содержать такой престарелый самолет? Найдется ли у авиакомпании достаточно сил, специалистов и средств для этого? Надежды на восстановление отечественного авиапрома в ближайшие годы весьма призрачны, поэтому, на мой взгляд, надо задуматься о госзакупках лайнеров за рубежом, параллельно решая вопрос с переобучением пилотов, тем более что у зарубежных авиастроителей есть соответствующие программы.
В самой авиационной державе мира – США, где практически каждый мало-мальски крупный населенный пункт имеет аэропорт, около 20 авиакомпаний осуществляют львиную долю перевозок. Однако это не мешает еще двумстам предприятиям работать в своей авианише. Как скоро у гигантов российской авиации дойдут руки до полетов между удаленными городами, если местная авиакомпания будет закрыта? Уже сейчас, к примеру, из Хабаровска в Екатеринбург дешевле и проще долететь через Москву: минимальная стоимость прямого рейса – от 14200 рублей (полеты дважды в неделю), перелет через Москву обойдется в сумму от 6300 рублей (несколько ежедневных стыковок). Что уж говорить о еще более мелких городах, в которых зачастую самолет – единственный возможный вид транспорта.
Мне видится, что только полноценная реализация трех программ под контролем и под гарантии государства может спасти российскую гражданскую авиацию от коллапса:
– программа подготовки и переподготовки пилотов;
– закупка новой современной авиационной техники за рубежом;
– программа поддержки и развития региональных перевозок.
Всем приятных и безопасных полетов!