Проект как он есть
Проект поправок к ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» мы подготовили еще в конце прошлого года, согласовали с общественностью – в частности, с АТОР – и направили в Минспорттуризма. В ближайшее время эти предложения будут рассмотрены на заседании рабочей группы по совершенствованию законодательства.
В СМИ периодически появляются публикации на эту тему, и почему-то авторам проекта приписывают намерения завысить ставки фингарантий до каких-то баснословных величин. Внесу ясность. Отраслевое законодательство дорабатывается не только для того, чтобы надежнее застраховать потребителя на случай банкротства туроператоров. Не менее важная цель – защита малого и среднего туристического бизнеса, представители которого очень уязвимы в ситуации краха крупных компаний. Турагентства несут прямые убытки и часто тоже уходят с рынка. Туроператоры теряют клиентуру, поскольку страдает имидж отрасли в целом. Чтобы создать для них именно механизм защиты, а не барьер на входе в рынок, предложен следующий вариант обеспечения профессиональной ответственности ТО.
Для туроператоров с доходом до 1,5 млрд рублей установить фиксированные размеры фингарантий. А к более крупным компаниям дополнительно применять специальную ставку: 10% от суммы сверху 1,5 млрд. Как это может работать на практике. Допустим, компания декларирует для Ростуризма годовой доход в размере 2 млрд рублей; соответственно, она должна предоставить финансовую гарантию на максимальную фиксированную сумму (обсуждать ее пока не готов, но допускаю, что она может даже остаться неизменной – 100 млн рублей) плюс еще 50 млн рублей. Такая система повысит ответственность высшего туроператорского эшелона и никак не скажется на мелких и средних турфирмах. В проекте, поданном на рассмотрение парламента, есть еще одна поправка – к статье 17.2, которая на данный момент допускает двоякое толкование вопроса о том, кто обязан предоставлять в Ростуризм бухгалтерскую отчетность. В новом варианте будет четко прописано: только туроператоры, работающие в сфере выездного туризма. На другие сферы бизнеса данное требование не распространяется. Я также считаю, что следовало бы расширить перечень оснований для исключения туроператоров из федерального реестра.
Вот случаи из практики. Турфирма не выполняет своих обязательств по договору с гарантом, не выплачивает ему страховую премию, и тот, соответственно, не несет никакой ответственности перед туристом. Или: у самого страховщика отозвали лицензию, причем его обязательства вопреки установленной процедуре не перешли к другой компании. Туристы опять же не защищены. Нам периодически сообщают о таких ситуациях, мы принимаем все возможные меры, чтобы предотвратить негативные последствия. Но наша цель состоит в том, чтобы «Закон об основах туристской деятельности в РФ» защищал рынок по определению.
Комментарии
Обсудить статью