Госкорпорация РЖД, много лет стоявшая к рынку сами знаете чем, неожиданно меняет позицию. Проявляет заинтересованность в сотрудничестве с ТО. Надо ли это самим туроператорам? Отвечает Сергей Ромашкин, гендиректор компании «Дельфин».
Попытки работать с РЖД мы прекратили много лет назад. Нет никакой обиды или позы, но и большого желания возобновить отношения – тоже нет. Если госкорпорация годами демонстрировала, что туроператоры ей без надобности и все они спекулянты проклятые, то переломить это просто так не получится. Нужны последовательные, целенаправленные действия.
А пока все ограничивается заявлениями. Год назад руководители «РЖД-тур» проводили встречу с предпринимателями, говорили о своей приверженности туризму. Но на практике ничего не изменилось. Процедуры бронирования проще не стали. Цены на перевозку для ТО при предварительном бронировании – выше кассовых. Все это для нас еще имело смысл во времена дефицита билетов, но не сейчас, когда спрос на ж/д объективно снижается. Люди пересаживаются на самолеты, на личные автомобили. Например, по нашим оценкам, за последние пять лет количество туристических прибытий в Анапу на автомобилях выросло в три раза.
На внутреннем рынке развивается автобусный туризм. Кстати, из Москвы в ту же Анапу на автобусе можно добраться не только дешево, но и быстро – за 22-24 часа, а на поезде – за 34.
Конечно, у РЖД остается свой пассажир. Поэтому в нашем офисе есть ж/д-касса. (Она, кстати, убыточная: тот сервисный сбор, которые зарабатываем на билете, по году не окупает затраты на содержание.) Больше ничего нам пока не требуется.
Но мы, конечно, открыты для предложений. Если РЖД даст 30-процентные скидки оптовым продавцам, - будем сотрудничать.